В начале июня Ульяновский областной театр драмы наконец-то обрёл главного режиссёра - выходца из Санкт-Петербурга Владимира Золотаря. Какие перемены ждут театр в связи с этим назначением – об этом режиссёр рассказал сам, стараясь ничего не утаить.
И вовсе даже не случайно
С. Юрьев: Владимир Александрович, ничто в этом мире не происходит просто так. И то, что вы стали главным режиссером театра драмы, наверняка не было случайностью. Каковы предпосылки этого назначения?
В. Золотарь: Всё началось в 2017 году. До февраля того года я в течение трёх лет служил худруком Омского театра юного зрителя. Правда, там мне приходилось совмещать и творческие, и административные функции – отвечать и за репертуар, и за состояние унитазных бачков. И уходил я оттуда с пониманием, что нужно отдохнуть от подобного рода руководящей работы. И тогда же Олег Семёнович Лоевский пригласил меня в Ульяновск на свою творческую лабораторию, где я представил эскиз спектакля «Бесприданница». Как потом оказалось, прицел был дальний – стоял не только вопрос о включении спектакля в репертуар, проходили и своеобразные смотрины потенциальных кандидатов на должность главного режиссёра театра. Олег Семёнович знает всех театральных режиссёров в стране, и его рекомендации имеют большой вес для руководства любого театра. Но тогда я об этом совершенно не думал, поскольку хотел заниматься исключительно творчеством да и совершенно не представлял себе ни этого города, ни этого театра. Так началось знакомство с коллективом, которое продолжается уже четыре года: после «Бесприданницы» были «Ножницы», потом шла работа над спектаклем «Три товарища», по роману Эриха Марии Ремарка, которая по разным причинам пока не завершена. Сейчас готовим премьеру «Макбета», и предложение стать главным режиссером театра мне поступило в процессе работы над этим спектаклем. С одной стороны, мой путь сюда был не слишком прямым и довольно долгим, с другой – определённая закономерность в этом усматривается. Я и сам последние двадцать лет приходил к пониманию того, что быть руководителем постоянного коллектива мне гораздо интереснее, чем разъезжать по различным театрам и ставить спектакли нынче здесь – завтра там.
- А перспектива снова отвечать за водопровод и канализацию не смущает?
- Здесь мне это не грозит. В отличие от Омска, здесь существует разделение функций, так что, хозяйственные дела остаются на попечении директора и завхоза…
- Но, вероятно, не только это обстоятельство побудило вас согласиться?..
- Сотрудничество с Ульяновской драмой меня постоянно утверждало в ощущении, что это очень крепкий, очень профессиональный театр с огромным потенциалом. Очень мало в стране трупп, где нет «балласта» - актёров, с которыми по разным причинам руководство расстаться не может, но и ролей для них не находится. В большинстве театров немало незадействованных артистов, причём, это часто не зависит от их возраста. В Ульяновском театре ни одного такого человека нет. В репертуаре задействованы все! И это способствует, в том числе, и здоровым отношениям в коллективе – если каждому находятся роли, не возникает причин для склок. К тому же, у меня с коллективом за время совместной работы образовалась душевная привязанность. Как мне кажется, взаимная. Знаю примеры: труппа понимает, что режиссёр прекрасный, но душевного контакта нет, и это чувствуется. Как бы ни был хорош режиссёр, какими бы ни были замечательными актёры, без такой близости работать трудно, и, как правило, в таких случаях сотрудничество продолжается недолго, каким бы успешным оно ни было. Здесь у нас есть взаимопонимание и, я бы даже сказал, взаимодополнение, взаимообогащение. К тому же, здесь довольно долго не было главного режиссёра, а нормальный репертуарный театр со стационарной труппой, заточенный не на какие-то отдельные проекты, а на постоянную творческую работу, долго без постоянного художественного руководства обходиться не может. Это и актёры прекрасно понимают.
«Не люблю вмешиваться в чью-либо работу»
- После Юрия Копылова в Ульяновском театре ни один худрук надолго не задерживался. Всё это время спектакли, в основном, ставили приглашённые режиссёры и местные – например, Максим Копылов, Ольга Новицкая и другие. И получалось, как правило, очень хорошо. Будет ли у них и в дальнейшем такая возможность?
- Я вообще не люблю вмешиваться в чью-либо работу, и не намерен этого делать, если не возникнет крайней необходимости. За качество того, что мы выпускаем на сцену, я как главный режиссёр в любом случае отвечаю. Иногда вмешиваться приходится, но я стараюсь это делать предельно аккуратно. Неточности в работе могут быть у кого угодно. Их и у меня полно, и со стороны они обычно более заметны. Если люди хотят и могут, то препятствовать я этому не хочу и не буду. В конце концов, Максим Копылов – сам дипломированный режиссёр, Александр Лебедев года через полтора тоже получит диплом режиссёра, и с ним уже идёт разговор о том, что он будет делать пока эскиз спектакля на Малой сцене.
- Кстати, об эскизах! Из того, что было представлено в этом году на творческой лаборатории Лоевского, что-нибудь в репертуаре останется?
- Я рассчитываю, что останутся все три спектакля. И переговоры о продолжении работы над ними уже в завершающей стадии. «Лев зимой» будет закончен уже до конца этого года, «Обрыв» - вероятно, весной будущего, а что касается спектакля «Шлюк и Яу» - боюсь называть сроки, поскольку требуется большая подготовительная работа. Сама по себе идея перенести средневековый сюжет на современную почву интересна, но при создании эскиза Кирилл Сбитнев работал с оригинальным текстом Гауптмана, хотя изначально понимал, что текст этот – архаичный, что для продолжения работы надо делать новую редакцию, адаптированную к обновлённому сюжету. Также необходимо написание оригинальной музыки. Цитатами из всяческих хитов разных времён в спектакле, как это было в эскизе, не обойтись… В общем, идея перспективная, продуктивная, и режиссёр намерен довести её до ума.
- Но, с другой стороны, репертуар-то не резиновый, а театр и так балует зрителя многочисленными премьерами – даже в последние два ковидных года… Видимо, с какими-то спектаклями придётся расстаться?
- Да, репертуар и сейчас избыточен, и с какими-то спектаклями придётся расстаться. Какие-то из них действительно жалко. Буквально десять минут назад мне сообщили о трагедии – скоропостижно скончался прекрасный актёр, человек, на котором держалась значительная часть репертуара. Не стало Андрея Бориславского. Заменить его трудно, поскольку актёр был совершенно неповторимый. Что теперь делать с «Эмигрантами», с «Ревизором»? Андрей Валентинович репетировал одну из главных ролей в «Макбете» - премьере, которая должна состояться в начале сентября.
«Прежде были могучие дубы…»
- Два крайних сезона театр вёл онлайн-трансляции спектаклей прежних времён. Мастерская актёрская игра, конечно, и сейчас завораживает, так что, с невысоким качеством записи, можно было как-то смириться. А есть ли планы профессиональной, более качественной записи тех спектаклей, что идут сейчас? На сцене-то они не навсегда, а запись сохранится.
- Тем более, что по прошествии времени те же спектакли будут восприниматься как-то иначе.
- Театр – искусство жутко скоротечное. Вот пример: был я несколько лет назад в Перми на фестивале «Пространство режиссур», который тогда был посвящён странам Балтии. Смотрел ставший культовым спектакль крупного режиссера, прогремевший на множестве театральных фестивалей. Классическая драма, сделанная в неореалистическом ключе – этакий трагифарс. Когда-то был хит мирового масштаба. Я видел его вскоре после выхода, и не скажу, что стал его фанатом, но прекрасно понял, почему за ним гоняются европейские фестивали. Но прошло примерно десять лет, и я едва досидел до антракта, прежде чем уйти. Меня постигло страшное разочарование. И не потому, что спектакль умер. Потому что умерла та эстетика, которая служила ему основой. Почему-то сам язык спектакля через десять лет стал звучать искусственно, невыразимо фальшиво. И в этом тоже быстротечность жизни театра. Нередко, погружаясь в эстетику какого-либо спектакля, мы теряем что-то важное, перестаём чувствовать эстетику сегодняшнего дня, воспринимать то, что сегодня является живым диалогом. В театре всё меняется слишком быстро. И ни о чем не надо жалеть. Уходит что-то – ну и пусть уходит. Это естественный процесс. На смену придёт что-то другое. И многим всегда будет казаться, что приходящее на смену – хуже. Да, раньше и артисты были талантливее, и деревья выше, и небо голубее. Илья Афанасьевич Шамраев из «Чайки» Чехова, помнится, говорил: «Пала сцена, Ирина Николаевна! Прежде были могучие дубы, а теперь мы видим одни только пни». Сто двадцать пять лет прошло, и каждый год находится очередной Шамраев, который повторяет то же самое. А театр живёт и развивается. А не живёт тот театр, который цепляется за вчерашний день.