Примерное время чтения: 9 минут
830

Маргарита Волкова: «Жизнь и сцена требуют смелости»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ - Ульяновск 9 03/03/2021
Маргарита Волкова в роли Софи в спектакле  «Эвитанго».
Маргарита Волкова в роли Софи в спектакле «Эвитанго». / Сергей ЮРЬЕВ / АиФ

В Ульяновском молодёжном театре состоялась премьера спектакля «С училища» по пьесе молодого белорусского драматурга Андрея Иванова. Главную роль – пэтэушницы Таньки, ставшей для двух героев поистине роковой женщиной, сыграла молодая актриса Маргарита Волкова. Это событие совпало с началом календарной весны, а значит, самое время поговорить о любви, творчестве и женском взгляде на жизнь.

Досье
Маргарита Волкова. 24 года. Родилась в Ульяновске, в 2018 году окончила актёрское отделение факультета культуры и искусства УлГУ. В Молодёжном театре начала работать будучи студенткой. Амплуа – героиня. Сыграла Агнию («Не всё коту масленица», Александр Островский), Катю («Кеды»), Жену гостя («Пара шуток», Михаил Зощенко), Софи («Эвитанго», Максим Балакшин), Марья Гавриловна («Метель», Александр Пушкин), Фиби («Над пропастью во ржи», Джером Сэлинджер).

Как стать счастливой?

С. Юрьев: Маргарита, большинство людей, в том числе, и женщины, стремятся в жизни быть собой, а тебе как актрисе приходится нередко влезать «в чужую шкуру». Каково это?

М. Волкова: «Чужой шкурой» какая-то роль кажется только при первом поверхностном знакомстве с персонажем. Иногда сначала не всегда бывают понятны ни смысл реплик, ни мотивы поступков. Понимание приходит постепенно. В процессе работы, во время репетиций постепенно находишь то, что тебя роднит с героиней, даже общие черты характера, общие желания, общие привычки. Понимание постепенно приходит.

- В премьерном спектакле «С училища» даже в названии отражена суть твоей героини – Тани, юной гопницы, которая ни образованностью, ни изысканностью чувств не блещет. И в поступках её логика не всегда просматривается, и методы достижения целей прямолинейны и жестоки. В общем, девица довольно противная. И финал трагический закономерен – смерть от руки человека, который её по-настоящему любил.  И с ней ты тоже нашла в себе что-то общее?  

- Всем мы в какой-то мере противные. Во всяком случае, для кого-то - точно. Невозможно нравиться всем. Что касается закономерности её смерти, то я думаю, что такого финала никто из людей не заслуживает, даже если они совершают поступки, который могут к этому привести.  На самом деле, это очень сложная роль – особенно в эмоциональном плане. Таня добивается любви совершенно негодными для этого методами, но её же никто не научил понимать, что такое любовь, не подсказал иного пути. И в реальности есть множество таких же Тань – образ взят из жизни, которая бывает нелепа, жестока, а порой и безысходна.

В роли роковой и несчастливой Таньки в спектакле «С училища».
В роли роковой и несчастливой Таньки в спектакле «С училища». Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ

- Но ведь и она в какой-то момент признаётся, что видит цель в любви, семье и детях.

- Дело даже не в том, какова её цель. На самом деле любой человек, и женщина в том числе, может обрести счастье и в любимой работе, и чём-то ещё, найти приятное для себя общество, например, в домашних животных – кошечках, собачках.  Проблема-то не в том, что она несчастна. Проблема в том, что она не умеет быть счастливой, хотя сил и энергии ей не занимать.

- Тебе жаль её?

- Конечно. Но только когда я отхожу от роли и смотрю на неё отстранённо. Но та среда, которая её создала, не может научить не только любви, но и состраданию даже к себе самой.

- А сама ты в чём видишь свою цель. Каковы твои представления о счастье?

- Я как-то стараюсь не ставить перед собой далеко идущих целей. Думаю, жизнь подскажет, к чему двигаться. Мне очень нравится моя работа, она захватывает. У меня есть любимый человек, и, пожалуй, создать семью я бы хотела. О детях пока не думала – хотя бы потому, что сама ещё не очень взрослая, а ребёнок – это огромная ответственность, и к этой ответственности нужно быть готовой.

- Но, если человек целиком отдаётся профессии, то, как это может отразиться на личной или семейной жизни? Не придётся ли жертвовать одним ради другого?

- Мы с моим молодым человеком работаем вместе в Молодёжном театре, и расписание у нас одинаковое, так что с тем, чтобы быть вместе, проблем нет. Знаю, что не всем так везёт, знаю пары, у которых даже выходные не совпадают. Но, если люди друг друга по-настоящему любят, это не должно служить для них препятствием. Любящим людям проще найти компромисс. Если разговаривать, умея воспринимать точку зрения другого человека, то всегда можно прийти к пониманию.

У искусства нет прямых путей

- Вернёмся к твоей героине – Тане. Она ведь так и норовит превратить любую ситуацию в конфликтную. Она -  ни одна такая. Да и вообще люди часто сами себе создают проблемы. Пьеса ещё раз показывает именно такую ситуацию. Это что – предостережение?

- Дело в том, что та среда, где Таня обитает, которая её фактически создала, пропитана конфликтом, ощущением тупика. Всё, что она делает – это неуклюжая попытка из этого тупика выбраться. Она хочет этого, но не знает как, поэтому применяет негодные средства. А выход-то в том, чтобы заботиться о себе, о своём ментальном и физическом здоровье. Может быть, даже вообще вовремя прекращать отношения с людьми, которые нагнетают состояние конфликта – просто потому, что иначе не умеют.  Все хотят обрести счастье, хотят, чтобы их любили, и пьеса, и судьба героини, конечно не дают рецепта того, как этого достичь. Но отрицательный опыт позволяет человеку делать какие-то выводы. Да, это пример того, как не надо делать, как нельзя жить. К сожалению, есть люди, которые так живут и просто этого не замечают.  

- От спектакля всё-таки осталось ощущение безысходности.  Мне кажется, одно из предназначений искусства, в том числе, театра, - давать людям надежду.  В чём смысл такого финала?

- Тут, конечно, лучше бы ответил автор пьесы.  Я могу лишь сказать, что думаю по этому поводу. Искусство не всегда указывает прямой путь. Можно лишь намекнуть на то, в каком направлении двигаться. В конце концов, люди охотнее следуют собственным мыслям, чем чьим-то навязчивым советам. В спектакле жизнь показана такой, какая она есть, и люди, один в один совпадающие с этими танями, серёжами, костиками, ходят по тем же улицам, что и мы, они рядом с нами живут, любят и умирают. Мне кажется, задача в том, чтобы каждый из зрителей уходил с мыслью, что хочет быть лучше, чем персонажи пьесы, что он хочет жить лучше, чем они. В этом и состоит надежда.

-  Если не брать театр и личные отношения, что тебя ещё вдохновляет в этой жизни?

- Хорошая музыка, хорошие книги, хорошие фильмы. Те, которые заставляют думать, сопереживать, наводят на собственные идеи. В них можно просто погрузиться с головой. Ещё люблю наводить порядок в доме – это заряжает энергией. Очень люблю танцевать. Например, для спектакля «Эвитанго» даже осваивала два танца со специально приглашённым балетмейстером. Получила массу удовольствия от процесса. Танго – это просто чудо. 

Нравится то, в чём есть сказка

- По поводу книг. Есть поговорка: скажи, какие книги ты читаешь, и я скажу, кто ты. Многие дамы предпочитают читать женские романы с любовной интригой. А каковы твои предпочтения?

- Например, в последнее время я увлеклась Харуки Мураками. Последнее, что прочла – «Норвежский лес» - несколько меланхоличное, медленное, но затягивающее и атмосферное повествование. Вообще меня в литературе привлекает психология, правдивость характеров и ситуаций. То, во что хочется верить. Бывает, и сюжет захватывает. И ещё нравится то, где присутствует чудо, в чём есть сказка… Например, «Обитатели холмов», роман-сказка Ричарда Адамса – целый мир, населённый кроликами, которые говорят на своём языке, у которых, кстати, своя психология отношений. Даже сказка должна быть такой, чтобы в неё хотелось верить.

- Любая женщина любит поболтать. Но актриса должна уметь передавать мысли и чувства ещё и взглядом, каким-то движением. Часто ли этим умением приходится пользоваться в жизни?

- Ну, это умеют не только актрисы. Этим умением должна владеть любая женщина. Не скажу, что актрисы – какие-то там богини невербального общения, но бывает: посылаешь «сигналы в космос», чтобы тебя поняли. Вообще-то, это прекрасно, когда люди начинают понимать друг друга без слов.

- У всякого человека должна быть мечта. Я уверен, что у тебя она тоже есть и, скорее всего, не одна. Поделишься самой смелой из них?

- Мечтаю спрыгнуть с парашютом! Это достаточно смело? Пока не знаю, решусь ли.

- А зачем?

- Интересно, что будет. Смогу ли решиться сделать шаг с борта самолёта? И узнать это можно только, если попробовать.

- Но ведь и какие-то новые дела и даже новые отношения порой похожи на прыжок в бездну, и хорошо, если парашют при тебе.

- Иногда кажется, что это так. Даже новая роль поначалу вызывает подобные ощущения, но надо же двигаться вперёд. Иначе и жизнь теряет смысл. Жизнь вообще требует определённой смелости.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах