В Ульяновском молодёжном театре состоялась премьера спектакля «С училища» по пьесе молодого белорусского драматурга Андрея Иванова. Главную роль – пэтэушницы Таньки, ставшей для двух героев поистине роковой женщиной, сыграла молодая актриса Маргарита Волкова. Это событие совпало с началом календарной весны, а значит, самое время поговорить о любви, творчестве и женском взгляде на жизнь.
Как стать счастливой?
С. Юрьев: Маргарита, большинство людей, в том числе, и женщины, стремятся в жизни быть собой, а тебе как актрисе приходится нередко влезать «в чужую шкуру». Каково это?
М. Волкова: «Чужой шкурой» какая-то роль кажется только при первом поверхностном знакомстве с персонажем. Иногда сначала не всегда бывают понятны ни смысл реплик, ни мотивы поступков. Понимание приходит постепенно. В процессе работы, во время репетиций постепенно находишь то, что тебя роднит с героиней, даже общие черты характера, общие желания, общие привычки. Понимание постепенно приходит.
- В премьерном спектакле «С училища» даже в названии отражена суть твоей героини – Тани, юной гопницы, которая ни образованностью, ни изысканностью чувств не блещет. И в поступках её логика не всегда просматривается, и методы достижения целей прямолинейны и жестоки. В общем, девица довольно противная. И финал трагический закономерен – смерть от руки человека, который её по-настоящему любил. И с ней ты тоже нашла в себе что-то общее?
- Всем мы в какой-то мере противные. Во всяком случае, для кого-то - точно. Невозможно нравиться всем. Что касается закономерности её смерти, то я думаю, что такого финала никто из людей не заслуживает, даже если они совершают поступки, который могут к этому привести. На самом деле, это очень сложная роль – особенно в эмоциональном плане. Таня добивается любви совершенно негодными для этого методами, но её же никто не научил понимать, что такое любовь, не подсказал иного пути. И в реальности есть множество таких же Тань – образ взят из жизни, которая бывает нелепа, жестока, а порой и безысходна.
- Но ведь и она в какой-то момент признаётся, что видит цель в любви, семье и детях.
- Дело даже не в том, какова её цель. На самом деле любой человек, и женщина в том числе, может обрести счастье и в любимой работе, и чём-то ещё, найти приятное для себя общество, например, в домашних животных – кошечках, собачках. Проблема-то не в том, что она несчастна. Проблема в том, что она не умеет быть счастливой, хотя сил и энергии ей не занимать.
- Тебе жаль её?
- Конечно. Но только когда я отхожу от роли и смотрю на неё отстранённо. Но та среда, которая её создала, не может научить не только любви, но и состраданию даже к себе самой.
- А сама ты в чём видишь свою цель. Каковы твои представления о счастье?
- Я как-то стараюсь не ставить перед собой далеко идущих целей. Думаю, жизнь подскажет, к чему двигаться. Мне очень нравится моя работа, она захватывает. У меня есть любимый человек, и, пожалуй, создать семью я бы хотела. О детях пока не думала – хотя бы потому, что сама ещё не очень взрослая, а ребёнок – это огромная ответственность, и к этой ответственности нужно быть готовой.
- Но, если человек целиком отдаётся профессии, то, как это может отразиться на личной или семейной жизни? Не придётся ли жертвовать одним ради другого?
- Мы с моим молодым человеком работаем вместе в Молодёжном театре, и расписание у нас одинаковое, так что с тем, чтобы быть вместе, проблем нет. Знаю, что не всем так везёт, знаю пары, у которых даже выходные не совпадают. Но, если люди друг друга по-настоящему любят, это не должно служить для них препятствием. Любящим людям проще найти компромисс. Если разговаривать, умея воспринимать точку зрения другого человека, то всегда можно прийти к пониманию.
У искусства нет прямых путей
- Вернёмся к твоей героине – Тане. Она ведь так и норовит превратить любую ситуацию в конфликтную. Она - ни одна такая. Да и вообще люди часто сами себе создают проблемы. Пьеса ещё раз показывает именно такую ситуацию. Это что – предостережение?
- Дело в том, что та среда, где Таня обитает, которая её фактически создала, пропитана конфликтом, ощущением тупика. Всё, что она делает – это неуклюжая попытка из этого тупика выбраться. Она хочет этого, но не знает как, поэтому применяет негодные средства. А выход-то в том, чтобы заботиться о себе, о своём ментальном и физическом здоровье. Может быть, даже вообще вовремя прекращать отношения с людьми, которые нагнетают состояние конфликта – просто потому, что иначе не умеют. Все хотят обрести счастье, хотят, чтобы их любили, и пьеса, и судьба героини, конечно не дают рецепта того, как этого достичь. Но отрицательный опыт позволяет человеку делать какие-то выводы. Да, это пример того, как не надо делать, как нельзя жить. К сожалению, есть люди, которые так живут и просто этого не замечают.
- От спектакля всё-таки осталось ощущение безысходности. Мне кажется, одно из предназначений искусства, в том числе, театра, - давать людям надежду. В чём смысл такого финала?
- Тут, конечно, лучше бы ответил автор пьесы. Я могу лишь сказать, что думаю по этому поводу. Искусство не всегда указывает прямой путь. Можно лишь намекнуть на то, в каком направлении двигаться. В конце концов, люди охотнее следуют собственным мыслям, чем чьим-то навязчивым советам. В спектакле жизнь показана такой, какая она есть, и люди, один в один совпадающие с этими танями, серёжами, костиками, ходят по тем же улицам, что и мы, они рядом с нами живут, любят и умирают. Мне кажется, задача в том, чтобы каждый из зрителей уходил с мыслью, что хочет быть лучше, чем персонажи пьесы, что он хочет жить лучше, чем они. В этом и состоит надежда.
- Если не брать театр и личные отношения, что тебя ещё вдохновляет в этой жизни?
- Хорошая музыка, хорошие книги, хорошие фильмы. Те, которые заставляют думать, сопереживать, наводят на собственные идеи. В них можно просто погрузиться с головой. Ещё люблю наводить порядок в доме – это заряжает энергией. Очень люблю танцевать. Например, для спектакля «Эвитанго» даже осваивала два танца со специально приглашённым балетмейстером. Получила массу удовольствия от процесса. Танго – это просто чудо.
Нравится то, в чём есть сказка
- По поводу книг. Есть поговорка: скажи, какие книги ты читаешь, и я скажу, кто ты. Многие дамы предпочитают читать женские романы с любовной интригой. А каковы твои предпочтения?
- Например, в последнее время я увлеклась Харуки Мураками. Последнее, что прочла – «Норвежский лес» - несколько меланхоличное, медленное, но затягивающее и атмосферное повествование. Вообще меня в литературе привлекает психология, правдивость характеров и ситуаций. То, во что хочется верить. Бывает, и сюжет захватывает. И ещё нравится то, где присутствует чудо, в чём есть сказка… Например, «Обитатели холмов», роман-сказка Ричарда Адамса – целый мир, населённый кроликами, которые говорят на своём языке, у которых, кстати, своя психология отношений. Даже сказка должна быть такой, чтобы в неё хотелось верить.
- Ну, это умеют не только актрисы. Этим умением должна владеть любая женщина. Не скажу, что актрисы – какие-то там богини невербального общения, но бывает: посылаешь «сигналы в космос», чтобы тебя поняли. Вообще-то, это прекрасно, когда люди начинают понимать друг друга без слов.
- У всякого человека должна быть мечта. Я уверен, что у тебя она тоже есть и, скорее всего, не одна. Поделишься самой смелой из них?
- Мечтаю спрыгнуть с парашютом! Это достаточно смело? Пока не знаю, решусь ли.
- А зачем?
- Интересно, что будет. Смогу ли решиться сделать шаг с борта самолёта? И узнать это можно только, если попробовать.
- Но ведь и какие-то новые дела и даже новые отношения порой похожи на прыжок в бездну, и хорошо, если парашют при тебе.
- Иногда кажется, что это так. Даже новая роль поначалу вызывает подобные ощущения, но надо же двигаться вперёд. Иначе и жизнь теряет смысл. Жизнь вообще требует определённой смелости.