14 и 15 марта в Молодёжном театре состоялись подряд две премьеры. Спектакль был один и тот же. А премьер – две. Во всяком случае, основатель и худрук Молодёжки Алексей Храбсков перед воскресным представлением обратился к публике с речью, предупредив, что днём ранее «Эвитанго» играл совсем другой актёрский состав. Есть, оказывается в Ульяновске театр, который может себе эдакое позволить.
С оглядкой на реальность
Музыкант джаз-ансамбля «Академик Бэнд» Максим Балакшин, вероятно, решил все свои таланты слить «в один флакон»: он и автор пьесы, и режиссёр-постановщик, и даже композитор. Итак, «Эвитанго». Ясно, что всё происходит не здесь и даже не по соседству. И не сейчас, а вскоре после Второй Мировой войны – в далёкой Аргентине. Более того – фабула спектакля основана на вроде бы исторических персонажах и событиях, которые теоретически могли происходить в реальности. Во всяком случае, одна из главных героинь, Эва, явно ассоциируется с подружкой (а в последствии законной супругой) тогдашнего президента Аргентины полковника Хуана Доминго Перона с Марией Эвой Дуарте.
Очевидно, что незаконнорожденная дочь служанки и мелкого землевладельца могла стать первой леди Аргентины, лишь обладая исключительной практичностью ума и не поддаваясь романтическим порывам. Да, реальная Эва была отнюдь не столь романтична, как героиня пьесы, но осталась в истории личностью далеко неординарной. Её называли «богиней лёгкого поведения», и шлюхой, и святой, поскольку она не стеснялась обкладывать данью крупных латифундистов и воротил бизнеса, небольшую часть собранных денег жертвуя на школы и больницы для бедноты. Она ухитрялась обворовывать собственную страну, да так, что страна ей была за это благодарна.
Как неправда за душу берёт
И всё-таки, простолюдинка в туалетах от Диор дарила людям из низов надежду, что им тоже может однажды повезти точно так же, как и ей. Известный американский журналист Карл Фрейдж так писал о ней: «Она была очень влиятельной при жизни, но стала еще более влиятельной после смерти». Кстати, умерла Эва всего 33-х лет отроду, как Иисус Христос, что не могло остаться без внимания в Аргентине, где большая часть населения – католики. И, кстати, есть предположения, что диагноз – рак матки – был связан с давним подпольным абортом. Впрочем, и сам Хуан Перон, представленный в спектакле закадровым Полковником, так же не был чрезмерным блюстителем демократии, преклонялся перед Муссолини и Гитлером, и именно он предоставлял в послевоенной Аргентине убежище беглым нацикам.
Так что, автор, похоже, хоть и глубоко копал исторический материал, но явно намеренно не слишком следовал ему. Но это понятно: история – историей, а литература – литературой. Были ли исторические прототипы у прочих персонажей – трудно сказать, но колорит эпохи и места действия ощущается постоянно. И всё-таки, на первом плане в спектакле остаётся музыка – даже когда она молчит, невозможно забыть то, что она есть. «Эвитанго» - именно так называется и пьеса, и танго, посвящённое Эве когда-то влюблённым в неё музыкантом, который, рискуя и карьерой, и жизнью, спасает и её, и Полковника, предотвратив готовящийся путч.
Сюжет закручен очень лихо. Местами, возможно, даже слишком. В нём сплетаются и политический детектив, и мелодрама, и даже плутовская комедия с элементами неподдельного трагизма. Более того - латиноамериканским страстям местами придан русский колорит. Так что, можно сказать, что очередной эксперимент Молодёжного театра вполне себе удался. По крайней мере, зрители, с которыми я разговаривал, считают именно так.