237

Король андеграунда. Павел Солдатов и его творчество на грани абсурда

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ - Ульяновск 4 27/01/2021

Его интересы пролегают где-то между музыкой и театром, литературой и современным искусством. Павел Солдатов, которому была уготована судьба скромного учителя литературы, оказался в центре культурной жизни целого города, стал художественным руководителем созданного им же театра, арт-директором музыкального клуба и креативного пространства «Квартал», организатором музыкальных туров и самых разнообразных фестивалей. Как же такое могло случиться?

Досье
Павел Солдатов. Родился 18 марта 1985 года в Ульяновске, окончил УлГПУ по специальности «учитель русского языка и литературы». Около восьми лет занимался преподавательской работой в школах и университете. С 2012 года работал в Культурном Центре УлГПУ, занимался организацией фестивалей, театральными, литературными, образовательными и кино проектами. С 2020 года – арт-директор креативного пространства «Квартал». Худрук и режиссёр театра «absurdus».

Зачем нам креативное пространство?

Сергей Юрьев: Павел, каково само определение «креативное пространство»? В чём заключается цель «Квартала»?

Павел Солдатов: В том, чтобы помочь творческим людям города найти точку приложения своих сил. Если у кого-то возникает какая-то идея, замысел, проект, мы стараемся помочь довести их до воплощения. Это может быть помощь в организации концерта, любой доступной формы презентации творческой идеи или бизнес-проекта. И ещё это место встреч людей, которые могут быть друг другу интересны и полезны. Можно определить «Квартал» как точку сбора и кипения для многих творческих индустрий города. В нашем креативном пространстве есть не только выставочный зал и внутренний двор со сценой, но и кожевенная, ювелирная и две швейные мастерские, кристальная лавка, типография, свободная школа, где дают альтернативное образование. Если люди делают что-то уникальное – это наши люди.

- Но люди бывают разные: одни действительно создают что-то стоящее, а другим только кажется, будто они занимаются творчеством.

-  Да, разница не всегда и не всем бывает понятна, но мы привлекаем профессионалов. Если это, например, театральный фестиваль, то и происходящее на сцене оценивают театральные деятели, актёры, режиссёры, критики. Впрочем, есть заслуженные люди, не имеющие профессионального образования в той сфере, где достигли успеха. Тот же самый Кирилл Серебрянников и многие другие люди стали частью культурного кода нашей страны.

- С другой стороны, соответствующий диплом – ещё не гарантия, что человек имеет талант и вкус. В любой редакции есть редактор, который либо принимает, либо отвергает рукописи, даже в современном КВН шутки проходят предварительный отбор. А у вас на публике может оказаться человек, которого раньше никто не видел и не слышал?

- Нет, такого не бывает. Прежде чем выступить, в любом случае человек связывается со мной, показывает то, над чем он работает – либо запись концерта, либо стихи, либо ещё что-то. А уж я делаю вывод, насколько он способен показать что-то стоящее, что хоть в какой-то мере будет интересно публике, соберёт какое-то количество зрителей… Я довольно давно в этой сфере, и думаю, что вкус у меня есть. Конечно, это субъективная оценка, но по большому счёту, любая оценка субъективна. Да, бывают работы «сырые» и абсолютно несостоятельные, и я их отсеиваю.

Павел Солдатов. Родился 18 марта 1985 года в Ульяновске, окончил УлГПУ по специальности «учитель русского языка и литературы». Около восьми лет занимался преподавательской работой в школах и университете. С 2012 года работал в Культурном Центре УлГПУ, занимался организацией фестивалей, театральными, литературными, образовательными и кино проектами. С 2020 года – арт-директор креативного пространства «Квартал». Худрук и режиссёр театра «absurdus».
 Сцена из спектакля «Sofie» по мотивам трагедии Николая Карамзина  театра «absurdus».Фото: Предоставлено героем публикации

Недооценённая молодёжь, давай, давай!

- Сейчас идёт много разговоров о том, что падает уровень образования и уровень культуры, особенно среди молодёжи. На вашем креативном пространстве это как-то ощущается?

- Я бы не сказал… Именно молодёжь наиболее быстро реагирует на происходящие в мире события. У поколения, которое родилось «с айфонами в руках», стремительно накапливается огромный багаж информации. Более того, они успешно применяют её на практике. Например, есть одна девочка-старшеклассница. Она замечательно организовала свою выставку, где в работах был показан удивительный синтез живописи и фотографии. Людей собрали полный зал. И это, скорее, закономерность, чем исключение.

- А сколько людей поддерживают с вами отношения?

- Ежемесячно у нас проходит более двадцати событий, в каждом – от одного участника до нескольких десятков, если это, например, музыкальный фестиваль, перформанс или театральная постановка. И это – не считая зрителей. Их сейчас по понятным причинам меньше, чем обычно, но спасают онлайн трансляции… А в обычные времена выставочный зал вмещает от пятидесяти до восьмидесяти человек, а летняя площадка – до трёхсот. Когда подводили итоги 2020 карантинного года, оказалось, что только онлайн-просмотров было около 70 000 и около семи тысяч реальных зрителей.

- Какие-то события можно считать наиболее значимыми?

- Ну, например, в рамках «Года Молодых» у нас проводился Summer Music Fest – летний музыкальный фестиваль, в котором прияло участие двенадцать музыкальных коллективов. Шёл он четыре дня в формате онлайн… Его посмотрело около 40 000 человек.

- Все участники из Ульяновска?

- Да, все местные… Это был июнь 2020, и тогда приезжих не могло быть в принципе. Путём народного голосования выбирали финалистов. Им была представлена возможность снять клип. А в рамках X Международного культурного форума на нашей площадке проходил шоукейс-фестиваль «Сияние», на котором выступило пять музыкальных групп и исполнителей. Их выступления оценивали видные деятели из музыкальной индустрии, которые тоже присутствовали на площадке.

- Музыка-музыкой, но не только в ней заключено творчество.

- На нашей площадке сейчас выступают четыре театральных коллектива – «absurdus», «Лукоморье», «Синергия» и «Талант». Сценические опусы здесь демонстрируются не реже одного раза в месяц – репертуар и классический, и современный.

- Кстати, о театре «absurdus»… Название отражает суть? Это, правда, театр абсурда?

- Начинали мы в 2007 году исключительно с авторских постановок. Даже, скорее, не с постановок, а с перфомансов, объединённых современной живописью и живой музыкой. А потом дошли и до Достоевского, других классиков и современников. Так что нет – на абсурде мы не зацикливаемся, и репертуар очень разнообразный. Сейчас работаем в духе психологического и натуралистического театра, но экспрессионизма с элементами абсурда тоже не избегаем.  Кстати, есть у нас клуб любителей авторского и независимого кинематографа «Джармуш», где смотрят и обсуждают фильмы Николаса Рёфна, Ингмара Бергмана, Андрея Тарковского и других мастеров кино, которое «не для всех».  На весну планируем провести кинофестиваль локальных фильмов. Интерес вызывают и образовательные проекты – разнообразные лекции: журналистика, урбанизм, маркетинг, музыка и т.д. проводим практически каждую неделю. Например, на прошлой неделе культурологическую сторону проблемы нечистот раскрыл кандидат исторических наук, преподаватель УлГУ Дмитрий Русин.

- А какие из выставок поразили публику?

 - Большое внимание привлекла фотовыставка Ольги Гебель и Яны Чейметовой «Go Deep». Тема – страхи и фобии. Они соорудили огромный куб, совершенно изолирующий того, кто в нём находится, выдвигая идею освобождения человека, возможности выхода из границ, которые он сам себе обозначил. Объединение молодых художников «Куб» представило свои разноформатные художественные инсталляции, свели их с музыкой электронного проекта «Моноблок» - и получилась концептуальная выставка, которая привлекла много зрителей.

Какова сверхзадача

- Можно ли говорить о том, что из «Квартала» выросло что-то действительно значимое?

- Да! Например, Молодёжный театр, который начинался здесь, стал государственным и получил собственную площадку. Другой пример – первый и пока единственный в России Музей балалайки. Сейчас в музее два зала, очень качественная материально-техническая база, хорошие специалисты, экспонаты и расположены они в центре города. Но начинался он здесь, у нас. Есть несколько музыкантов, которые впервые выступили в «Квартале», а сейчас делают карьеру в Москве и Питере.

- Всё, что есть, должно куда-то расти. Какие соображения на будущее?

- Очень надеюсь, что к лету будут какие-то послабления карантинного режима, и я планирую организовать большой фестиваль под черновым названием «Андеграунд», который объединит различные виды искусства, образование и не только. Он будет продолжаться с июня по август, и там будут представлены различные молодёжные субкультуры – скейтеры, граффитисты и многие другие. В рамках это события пройдёт музыкальный фестиваль, лекции и мастер-классы, состоится «гаражная» ярмарка.  Думаю, это должно стать ярким и заметным событием в городе. Вообще-то 75% событий, которые у нас происходят, инициируют ИДЕЙные жители города. Так что милости просим, если вы, конечно, задумали не дворцовый переворот или иную политическую акцию.

Из интервью Павла Солдатова онлайн-журналу «Холмы»

- Мне нравится открывать выставки. Был интересный опыт: мы открывали выставку Юрия Какичева. Это ульяновский художник, который, на мой взгляд, рисует в духе Ван Гога и других импрессионистов. На этой же выставке выступала группа «Never Same Sky». Поставили специфическое освещение, заговаривали зрителей всевозможными непонятными словами абстрактного характера. Получился специфический рейв, где люди в темноте с фонариками изучали происходящее на стенах под психоделическую музыку. Затем мы включили свет, наступил второй уровень понимания творчества художника.

Также очень нравятся фестивали, где удается синтезировать виды искусств. Мой любимый — «Экзистенция», где музыканты озвучивают интересные короткометражные, художественные, анимационные, документальные фильмы.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах