Примерное время чтения: 10 минут
149

Владимир Савельев: Массового зрителя притягивает не талант, а успех артиста

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ - Ульяновск 33 18/08/2021
Сергей ЮРЬЕВ / АиФ

Владимир Савельев нередко выступает в нашей газете в качестве эксперта по самым разным вопросам – от культуры, производства до политики. Владимир Михайлович известен оригинальностью суждений, здравым смыслом и жизненным опытом. С культурой и производством он знаком не понаслышке, поскольку работать ему приходится не только руками, но и головой.

Досье
Владимир Савельев. Родился в 1966 году в Ульяновске. Окончил школу № 46, школу строительных мастеров, учился в политехническом институте. Работал строителем, заведующим постановочной частью «Небольшого театра» в Ульяновске и театре драмы в Димитровграде. Исполнитель авторской песни.

«Он не знает, как надо…»

С. Юрьев: Владимир Михайлович, вас не удивляет, что ваше мнение окружающие вас собеседники ценят больше, чем своё собственное?

В. Савельев: Не уверен, что это так. Вообще-то люди прислушиваются преимущественно к мнению тех, кто мнения своего не навязывает. Тут сразу вспоминается одна из песен Александра Галича: «Не бойтесь золы, не бойтесь хулы, Не бойтесь пекла и ада, А бойтесь единственно только того, Кто скажет: «Я знаю, как надо!» ... Не верьте ему! Он врет! Он не знает – как надо!». В этой сегодняшней жизни много такого, в чём нас назойливо убеждают. Например, реклама не столько продвигает какие-то товары и услуги, сколько пытается навязать определённый стиль жизни, некую систему ценностей, «перековывает» человека в потребителя.

Несколько лет назад Институт социологии РАН обнародовал результаты исследования, которые показали, что только семнадцать процентов россиян могут критически воспринимать информацию.

Я, конечно, не институт социологии, но мне кажется, что эти цифры близки к истине. Но не думаю, что Россия в этом смысле какое-то исключение. Скорее всего, в остальном мире таких людей и того меньше. Но, с другой стороны, что такое критическое мышление? Например, очень многие граждане идут на концерты поп-звёзд, да ещё и деньги за это платят, прекрасно понимая, что услышат бессмыслицу под «фанеру».

И что же их туда гонит?

Да очень простая вещь: массового зрителя притягивает не столько талант исполнителя, сколько успех, которого тот достиг. А успешность эта формируется искусственно – через массмедиа. В успех надо ещё и финансово вложиться – либо самому соискателю славы, либо его богатеньким спонсорам. Ну, скажем так, «партнёрам» или «партнёршам». Так что успеха может добиться не столько тот, кто талантлив, сколько тот, кто платёжеспособен.

Наш герой и его «Бенефест»

Вы принимали участие в организации работы различных творческих площадок – «АЗиЯ-плюс» на поляне Грушинского фестиваля, слёта авторской песни «Бенефест» в Подмосковье. Туда почему-то тянет именно тех, кто к проплаченному успеху не стремится.

К успеху стремятся все, но разные люди вкладывают в это понятие разный смысл. Одни рады тому, что создали нечто действительно стоящее, то, что возвышает дух, пробуждает чувства, другие готовы нести всякую чушь, лишь бы была возможность её монетизировать. Не стоит преувеличивать мою роль в организации этих площадок. Люди зовут – я помогаю, вот и всё. Если работа мне интересна, то я могу трудиться за еду, но лишь в том случае, если это даёт ощущение причастности к большому и важному делу.

И в чём же вы видите важность таких фестивалей?

Помимо официальной рыночной культуры, должна жить и развиваться культура подлинная. Это относится и к авторской песне, и к рок-музыке, и к другим жанрам искусства. Благодаря тому, что далеко не всех творческих людей засосало болото потребительства, у нас до сих пор жив театр, находится всё большее число почитателей классической музыки, авторской песни. Творческие натуры идут на эксперименты, которые не сулят коммерческой выгоды. Конечно, на разного рода креативных площадках, подобных «АЗиЯ-плюс» и «Бенефесту», нашего местного «Квартала», народ получает возможность выступить, обладая совершенно разной мерой таланта. Для многих, кстати, это единственная возможность хоть как-то показать себя, выйти на публику, ощутить её реакцию. В телевизор или на какой-то раскрученный интернет-канал сейчас не пролезть – разве что если будешь работать в рамках некоего формата – под заказ. Как бы там ни было, живая народная культура, которой не дают выхода в массы, должна жить. И пусть мои возможности довольно скромны, но я стараюсь не упускать случая этому посодействовать.

С культурой – большие проблемы

Вопрос ведь и в том, нужны ли широким массам всякого рода альтернативщики.

Нужны. С культурой у масс сейчас большая проблема. Если мимо тебя проходит юная девица, беседуя с кем-то по мобильному телефону, девяносто процентов вероятности, что из её уст в этот момент сорвётся какой-нибудь неприличный «артикль» типа «блин», но в самом его нецензурном смысле. Выросло целое поколение, которое в массе своей без подобных «артиклей» и междометий двух слов связать не в состоянии. Так что какова масса – такова и массовая культура, и, что бы там ни твердила официальная пропаганда и агитация, с культурой и в России вообще, и в Ульяновске в частности – большие проблемы…

Как будто этих проблем раньше не было...

Согласен. Проблемы были всегда. Кто-то сейчас пытается идеализировать прошлое – и дореволюционное, и советское. Вот, мол, при царе родилась великая русская литература! Да, родилась. Но книги читала только верхушка – те, кто получил классическое образование. Крестьянской массе только священники в церкви проповеди читали, трудящиеся предпочитали проводить свободное время в кабаках – об этом даже пролетарский писатель Максим Горький писал. И то, что СССР был самой читающей страной, – тоже миф. Да, иметь в доме книжный шкаф было элементом престижа, книги имелись почти в каждой семье, но заглядывали в них далеко не все. Тогда харьковский бард Владимир Васильев написал довольно известную в те времена песню: «Поднимают книжный бум те, кто в книгах ни бум-бум…» Сегодня у нас нет великой литературы – не потому, что её некому писать, а потому, что мало кто захочет её читать. Да что там книги?! Даже мало-мальски стоящие фильмы стали в отечественном производстве большой редкостью. В 2018 году прогремел на всю страну фильмец «Т-34», всеми восхваляемый. Посмотрел – оказался жалкой поделкой. Этакое фэнтези на тему Великой Отечественной войны. Но все телеканалы ещё долго продолжали петь ему дифирамбы.

Иллюзия успеха, или Шиворот-навыворот

Чем именно вам фильм-то не угодил?

В этом ремейке на замечательный советский фильм «Жаворонок» – нагромождение нелепостей. Юный офицер, только что получивший звезду на погоны, с первых кадров оказывается танковым асом, который с ленивым экипажем, который долго артачится, прежде чем идти в бой, громит вражескую танковую колонну. И немцы у сценаристов – полные идиоты… Забыли извлечь снаряды из захваченного русского танка, сообщницу-переводчицу «добрые фашисты» почему-то выпускают погулять из концлагеря… Дальше перечислять? Подобных ляпов там сотни, но всё меркнет перед финалом, когда обе стороны начинают изображать благородство рыцарского поединка. Фильм с таким количеством ляпов называть историческим – просто неуважение к ветеранам той войны. Только ленивый об этом не говорил и не писал, чиновники от культуры тогда возмущались, что кто-то смеет критиковать «феерически успешный фильм». Ну как можно не понимать: ничто так не принижает идею патриотизма, как бездарная и тупая её пропаганда. Но ничего – миллиарды в прокате фильм собрал, и это стало мерилом успеха. И теперь попробуй сказать, что это плохо…

А что, у нас всё должно быть хорошо?

В том-то и дело! У нас даже относительно скромные достижения на недавней Олимпиаде в Токио преподносятся как некий выдающийся успех отечественного спорта, и, если ты им не слишком радуешься, значит, родину не любишь! Да люблю я родину, но понимаю одну простую вещь: без объективного взгляда, без трезвой оценки любой ситуации подлинных успехов не будет. Будет только иллюзия успеха. Не секрет, что многие очень рьяные патриоты только потому таковыми себя выставляют, что им это выгодно. При Ельцине, например, выгодно было находиться в рядах либералов, но с той поры немало времени прошло, и они как-то незаметно перекрасились. А некоторые, кто на выборах лет пятнадцать-двадцать назад представлял правые силы, теперь ну очень полевели.

Владимир Михайлович, с такими принципами вам прямая дорога в политику. Почему не идёте?

Времени жалко на всякую ерунду. Предпочитаю общаться с друзьями, с которыми можно обойтись без вранья и угодничества. Как пел когда-то замечательный бард Игорь Гольдин, «время, что отдал друзьям, Бог в счёт жизни не заносит»… На самом деле, человеку не так уж и много надо, а когда нечего терять – это большое и полезное преимущество перед теми, кому очень даже есть что терять…

.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах