Марат Хаердинов — врач, мануальный терапевт, человек, имеющий на всякое явление собственную, зачастую противоречащую общепринятой точку зрения. Его оригинальную жизненную философию не всякий способен понять, но и возразить, как правило, бывает нечего.
Лечат по стандарту
С. Юрьев: Марат Сафович, сейчас многие критикуют современную отечественную медицину. Насколько эта критика обоснованна?
М. Хаердинов: Развитие медицины на постсоветском пространстве мало радует не только меня. Помнится, ещё в 2005 году на совещании врачей я совершенно определённо сказал: перспектив позитивного развития медицины в привычном направлении в нашей стране в течение ближайшего полувека ожидать не стоит.
– Откуда такой пессимизм?
– Это, скорее, оптимизм. Полвека – не такой уж долгий срок. А чего ждать, если в медицину вводят некие стандарты оказания медицинской помощи, которые противоречат клятве Гиппократа, где о врачевании говорится как об искусстве. А искусство не может быть стандартным, потому что каждый человек индивидуален. И болезни стандартными не бывают, но на каждую из них прописаны «бухгалтерские» стандарты. В итоге речь идёт не о медицинской помощи, а об оказании медицинской услуги. А это не одно и то же.
– Получается, что ответственность за здоровье пациента перекладывается на плечи его самого.
– Личная ответственность человека, пациента за собственное здоровье – это само по себе нормально. Например, в большей части штатов США при медицинском страховании введены коэффициенты ответственности: куришь – страховка тебе обходится дороже, имеешь избыточный вес – ещё дороже, не занимаешься физкультурой – плати ещё больше.
– Наверное, хорошо, что у нас такого нет…
– Зато у нас часто необходимые процедуры остаются за рамками обязательного медицинского страхования. Например, бывает так: чтобы поставить точный диагноз, надо сделать компьютерную томографию или другое дорогостоящее исследование. Это объективная необходимость, которая возникает в рамках лечения. Но в стандарте этого нет. И вот людей направляют в частные клиники, и те вынуждены эту процедуру оплачивать. Такого не должно быть. С другой стороны, если врач порекомендует пациенту некий препарат, или биодобавку, или комплекс витаминов, которые не прописаны в стандартах, то и врачу, если эта рекомендация каким-то образом дойдёт до начальства, это может выйти боком, и самой поликлинике, где он работает, придётся заплатить штраф.
У лампочки психоз?
– А в какой мере физическое здоровье зависит от психического? Все болезни от нервов?
– Приведу пример: в доме электропроводка есть, а лампочка не горит. Почему?
– Потому что у лампочки психоз…
– Но «психоз» этот может выражаться и в том, что у самой лампочки разорвана вольфрамовая нить, и в том, что где-то сгорел предохранитель, и в том, что электрик нужный тумблер не включил, и так далее. Просто от нервов ничего не бывает. Психика и нервы, безусловно, имеют связь, но не такую непосредственную, за очень редким исключением. Все болезни от нервов – это очень поверхностное утверждение и требует анекдотического продолжения. Психиатрия – это глубокая и сложная медицинская специальность, и об этом надо говорить с врачом-психиатром, а не со мной. Я часто сталкиваюсь с так называемой психосоматикой, которую диагностировали себе либо сами пациенты, либо им помогли психологи. Психосоматика – не просто расхожий диагноз, но и неверно трактуемый термин. Болезни возникают не от характера человека, а вот характер и поведение может измениться от болезненных состояний человека. Придумана целая галерея психосоматических расстройств. И многие из них исчезают после восстановления нормальной физиологии человека.
– Но всё-таки современная медицина основана на некоем опыте.
– Опыт есть у каждого человека. Но засовывая в себя нечто – лекарство, еду, воздух, всяческие напитки, – мы далеко не всегда представляем, к какому эффекту это в итоге может привести, что произойдёт у нас внутри. Человеческий организм – саморегулируемая система, и только в последние годы медицинская наука хоть как-то начала учитывать этот факт. Но процесс саморегулирования невероятно сложен, и разобраться в нём при современном уровне знаний совершенно невозможно. Сейчас мы можем лишь с некоторой долей вероятности предполагать, как будет воздействовать на организм то или иное лекарственное средство, каковы долгосрочные последствия его применения.
– Но считается, что наступила эпоха доказательной медицины и любое снадобье проходит многолетние клинические испытания.
– Да, эффект-то доказывается. Например, доказывается, что такой-то препарат снижает или стабилизирует артериальное давление. Но у человека есть не только сердечно-сосудистая система, и бывает так, что пациент, который с помощью лекарств привёл давление в норму, рискует расстройствами, например, репродуктивного здоровья. Диапазон наблюдений часто ограничен, а результаты нередко бывают подогнаны под изначально поставленные цели.
– Значит, стоит довериться природе и внутреннему голосу?
– Внутренний голос тоже не всегда правдив. Всё, что мы сейчас в себе храним, – результат эволюции природы, которая длится не первый миллиард лет, и было бы слишком самонадеянно утверждать, что мы достигли хоть какого-то понимания. Мы лишь научились как-то выживать в существующей системе. Но трудности у любого человека начинаются буквально с момента рождения. Комфортный период жизни обычно ограничивается девятью месяцами, проведёнными в утробе матери, где хорошо – тепло, уютно, где создан идеальный микроклимат. И вот ребёнок появляется на свет, покидая среду, где температура 37,1, туда, где в лучшем случае градусов на 10–15 холоднее, из темноты – на свет, из тишины – в мир, полный каких-то непонятных звуков. С точки зрения его нервной системы, здесь всё плохо. И если он при этом не кричит, то получает шлепок по попе. А у новорождённого ещё нет защитного слоя кожи, все рецепторы – и болевые, и температурные, и прочие – обнажены. Шлепок по попе вызывает жёсткую реакцию. И оттого, что количество раздражающих факторов оказывается чрезмерным, вполне здоровые младенцы, бывает, вскоре умирают, потому что нервная система всего этого не выдерживает. Случается такое, к счастью, всё реже. А потом ребёнка пеленают – и это тоже стресс, последствия которого многим не удаётся порой преодолеть за всю будущую жизнь.
Корни человечности – в способности к творчеству
– Что же делать, чтобы сохранить и здоровье, и гармонию с окружающим миром?
– Первый шаг для человека – осознать, что он человек. Большинство людей не осознают, кто они такие. Мне близка точка зрения известного исследователя мозга, доктора биологических наук Сергея Вячеславовича Савельева, который считает, что человеческое общество до сих пор развивается по животным принципам: еда, желание доминировать в «стае», размножение. Добиваясь и того, и другого, и третьего, едва ли мы движемся в сторону человечности. Мы стали просто высокоорганизованными обезьянами, не более того.
– Что принципиально отличает человека от высокоорганизованного животного?
– Например, то, что человек создал себе совершенно новый мир, существование которого объективно недоказуемо, который абсолютно иррационален, но позволяет рационализировать своё существование в данной нам реальности. Я имею в виду религию. Когда человек задался вопросом «Зачем я живу?», он сам не смог найти на него ответ… Полагать, что «работаю затем, чтобы есть, а есть – затем, чтобы работать» как-то примитивно. Ну и что? А дальше-то что? Потом естественным путём неизбежно появляются мысли о высшем предназначении, о Боге, о долге человека перед Создателем. Потом появились пророки, провидцы, которые создали инструкции – как и зачем жить. Последняя по времени возникновения подобная инструкция – «Моральный кодекс строителя коммунизма». Там всё написано. Как в Библии. Но коротко и очень понятно.
Человек, в отличие от животного, способен получать удовлетворение от того, что не приносит ему конкретных материальных благ. Когда слушаешь хорошую песню, читаешь умную, талантливо написанную книгу, видишь прекрасную картину – тебе от этого ни теплей ни холодней, да и сытнее не становится, денег не прирастает, но некую не вполне, может быть, понятную радость испытываешь. Творчество, по сути, иррационально, но это качество, присущее исключительно человеку: получать радость от совершенно не меркантильных вещей.
– Но, насколько я могу судить по многим своим друзьям и знакомым, это не такое уж и редкое явление.
– Я же не говорил, что людей, наделённых поистине человеческими качествами, не существует. Но не раз замечал, что нередко действительно хороший человек, сумевший продвинуться по карьерной лестнице, стремительно теряет свои лучшие качества. Задачу пробудить в человеке что-то человеческое власть перед собой не ставит, а значит, такую задачу должен ставить перед собой каждый отдельный человек. Это трудно, хотя бы потому, что в современном мире даже информация подменяется информационным шумом – бессодержательным, лживым, вредным для психики, но чертовски привлекательным для незрелых мозгов. И оттого, что многое в нашей действительности управляется не человеческим разумением, а животными инстинктами, у нас и возникают все недоРАЗУМения и в образовании, и в медицине, и в экономике… Но эволюция человека продолжается, течения её разделяются, некоторые идут в обратный ход... Как и предписывали известные футурологи – Лем, Стругацкие.
Дай бог здравомыслия и сил!