24 февраля в Ульяновске состоялся концерт известного и острым юмором, и проникновенной лирикой барда Леонида Сергеева. Он нечастый гость в нашем городе, и предыдущий концерт проходил в ДК «Губернаторский» почти десять лет назад – в сентябре 2010 года. Но поклонники и ценители в городе у него и были, и есть. Так что, концертный зал Дворца детского творчества был полон, причём людьми самых разных возрастов.
Мечта без «розовых соплей»
С. Юрьев: Итак, Леонид, прошло около десяти лет со времени твоего крайнего визита в Ульяновск. За это время изменилось в тебе, в твоих взглядах на жизнь и творчество?
Л. Сергеев: Прежде всего, я стал старше, да и здоровья стало меньше – старые болячки вышли на новый уровень, новые появились и начали радостно осваивать большое беспутное тело. Что касается творчества, то здесь принципиальных изменений не случилось, если не считать того, что новые песни, как мне кажется, стали более умными…
- Знаешь, когда человеку 17-18 лет, он сочиняет песни. О чём он может сказать?
- Например, о любви, о мечте.
- Именно! Молодой человек представляет себе будущее и восторженно о нём «розовослюнявит» или «розовосопливит». А вот когда человеку под 70, он уже черпает темы из своего собственного жизненного опыта, а пройденный путь обычно бывает суров, тернист и совершенно не усыпан розами. Жизнь – это, как правило, борьба за собственное выживание - как личности, как человека. И каждый шаг на этом пути что-то меняет в каждом из нас, и я – не исключение.
- Но есть множество людей, которые приходят к преклонному возрасту, не достигнув каких-либо значимых целей, не воплотив своих талантов. Едва ли такое можно сказать о тебе – всё-таки есть известность, даже некоторая популярность, какая-никакая слава. Есть поклонники и поклонницы. И наверняка есть осознание значимости того, что успел сделать…
- Вот именно: популярность – некоторая, слава – какая-никакая… Да и что такое популярность? Это когда тебя узнают на улицах? Для этого достаточно пару раз угодить в телевизор. Что и делает большинство нынешних «кумиров». Для меня популярность – это вовсе не то, за чем следует бежать «задрав штаны».
Кто настырен и зубаст – уже не талант
- А ты не находишь, что сейчас и таланта не требуется, чтобы стяжать известность?
- Талант нужен. Но только тогда, когда он востребован. Известны сотни, тысячи, если не десятки тысяч примеров, когда талантливейший человек проживает где-нибудь в глуши, и он никому не нужен и не интересен. Да он может писать стихи, от которых окрестные кедры будут рыдать, а медведи – возить его на себе верхом. Но нет рядом «братьев по разуму», способных его талант оценить. И что остаётся? Сгореть в белой горячке, обуреваемому некими великими образами… С другой стороны, есть граждане и гражданки, которые особыми талантами не обладают, но при этом достаточно изворотливы и хитры. Они точно знают, на какие кнопки надо нажать, кому и что надо занести, кому и что следует лизнуть, кому отдаться… И всё! Их начинают раскручивать, носить на руках. Настоящий талант, как правило, спокоен, тих и не склонен себя кому-либо навязывать. Конечно, по-настоящему талантливым людям нужны «толкачи», которые его понимают и разносят весть о нём. А тот, кто сам настырен и зубаст – это уже не талант. Талант и умение себя преподнести и продать – это сообщающиеся сосуды: чем меньше в одном, тем больше в другом. Я знаю такие примеры.
- Но даже сейчас есть люди, которые стремятся открыть для себя в искусстве что-то подлинное, у которых навязанная «свыше» поп-культура и дутые «звёзды» вызывают здоровое отвращение.
- Конечно! Таких людей не может не быть. Общество всегда состояло из разных людей – в том числе, из идиотов и гениев. Нормальное общество подобно человеческому организму, у которого есть и голова, и задница. Ни без того, ни без другого организм обойтись не может.
- Получается, что злодеи, дураки и воры – точно такие же элементы гармонии общества, как подвижники и гении. Так?
- Именно! Но когда злодеев становится несравненно больше, чем гениев, то такая гармония распадается.
- Но может быть гений и злодей в одном лице!
- Как писал Александр Сергеевич Пушкин, гений и злодейство не совместны.
- Он мог и ошибаться.
- Вот только не надо подвергать ревизии «наше всё»! Хотя, с другой стороны, в любом правиле могут быть исключения. В любом нормальном обществе есть правые силы и левые силы, есть фашисты и коммунисты, анархисты и всяческие социал-демократы. Когда всё это существует в относительном равновесии, тогда и общество развивается относительно спокойно и уверенно. Стоит случиться какому-либо перекосу, общество начинает болеть: левые лупят правых, правые левых, и в итоге начинается диктатура и террор.
Все мечтали «в разные стороны»
- Но ведь нужна не только гармония, но и цели, к которым стоит стремиться. Тридцать-сорок лет назад цель у общества была. А что сейчас?
- О! Сорок нет назад… Мне 27 лет… Как подумаешь об этом – и возвращаться не хочется. Что касается цели, которую ты имел в виду, то о совершенном обществе мечтал ещё Томмазо Кампанелла лет четыреста назад. И до него были такие мечтатели, и после, и сейчас есть. А то, что «Народ и партия едины» и «все мы будем жить при коммунизме» - это не мечта, это политика, привязанная к определённому историческому моменту. Стоило системе рухнуть, сразу выяснилось, что все мечтали «в разные стороны», но мало у кого «сбыча мечт» произошла.
- Это нормально?
- Нет. У нас не слишком здоровое общество…
- Ну, общество во всех странах болеет одним и тем же. Только тяжесть болезни разная.
- Не согласен. Нищетой, например, болеют не все страны. У каждого в головах свои тараканы. Да, здоровых стран нет, но не везде болезни так запущены.
- И всё-таки поговорим о мечте. А о чём, например, мечтает бард Леонид Сергеев? И вообще – мечтаешь ли ты о чём-нибудь?
- Вот тут ты меня подловил. Каждому возрасту – своя мечта. В одной из недавних моих песен есть такие строки: «Я хотел бы жить насквозь, чтобы пулею летелось, чтобы больше бы попелось и подольше пожилось». Наверное, это и есть моя мечта: поинтересней прожить оставшиеся годы. Ничего сверхъестественного в этом нет. Под этим может подписаться каждый…