Примерное время чтения: 4 минуты
103

Последний могиканин. К 200-летию со дня рождения Д. Григоровича. Окончание

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ - Ульяновск 14 06/04/2022
Группа писателей – сотрудников журнала «Современник». Стоят: Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович; сидят: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин, А. Н. Островский. 1856 г.
Группа писателей – сотрудников журнала «Современник». Стоят: Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович; сидят: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин, А. Н. Островский. 1856 г. / Юрий КОЗЛОВ / Предоставлено автором

Путешествие на «Ретвизане»

В июне 1858 года Дмитрию Васильевичу довелось быть постоянным гидом приехавшего в Петербург Александра Дюма-отца, известного своими романами «Три мушкетёра» и «Граф Монте-Кристо». В августе, по примеру Гончарова – участника кругосветной экспедиции на фрегате «Паллада», он отправился в дальнее плавание на корабле «Ретвизан». Путешествие продолжалось более года, удалось посетить много замечательных мест. Так, в Париже встречался с Александром Дюма-сыном, автором «Дамы с камелиями»; побывал в Лувре, наполненном картинами, статуями и древностями всякого рода. За время плавания помимо путевых заметок выполнил ряд карандашных зарисовок и этюдов акварелью.

После отмены крепостного права мать передала Григоровичу управление Дулебиным, чтобы привести в действие уставную грамоту и разверстать наделы. Новоиспечённый помещик поспешил сдать в аренду одному человеку большой сад, а второму – земельные угодья. Доходы с имения сократились наполовину, литературные гонорары были непостоянными. Пришлось подыскивать место, которое бы позволило содержать семью и не мешало литературным занятиям.

Рисовальная школа

В Петербурге Дмитрию Васильевичу было предложено место секретаря Общества поощрения художеств, которое содержало рисовальную школу, организовывало выставки и конкурсы, помогало художникам зарабатывать на жизнь творчеством. Новые обязанности приближали к художественной сфере, близкой его вкусу, и он охотно согласился. «Я думал найти время продолжать мои литературные занятия, но ошибся. На свете нет маленького дела; всё зависит от того, насколько примешь его к сердцу и будешь ему искренно предан. Дело, порученное мне, заинтересовало меня с самого начала, и чем больше я входил в него, тем больше оно меня завлекало».

С большой любовью относился Григорович к Рисовальной школе при Обществе, где получили начальную подготовку В. М. Васнецов, В. В. Верещагин Ф. А. Васильев и другие крупные живописцы. Васильев родился в семье мелкого почтового служащего, учился в вечерних рисовальных классах и к восемнадцати годам сделался известным пейзажистом, участником организованных Обществом выставок. Григорович всячески поддерживал талантливого художника, летом 1870 г. организовал ему вместе со студентами Академии художеств И. Е. Репиным и Е. К. Макаровым творческую поездку на Волгу. Четырёхмесячное пребывание в Жигулях для Васильева вылилось в картины «Вид на Волге. Баржи» и «Волжские лагуны»; Репин же собрал натурный материал для «Бурлаков на Волге».

«Гуттаперчивый мальчик»

Почти двадцать лет Григорович являлся секретарём Общества поощрения художеств, три года состоял членом Комитета литературного фонда, входил в Театрально-литературный комитет. Был избран почётным членом Академии художеств, членом-корреспондентом Академии наук. Несмотря на долгое литературное бездействие, его замечательное дарование нимало не ослабело. В 1883 г. он опубликовал повесть «Гуттаперчевый мальчик» про обездоленное детство артистов цирка, получившую «громкую известность». Через два года появилась его новая повесть «Акробаты благотворительности», был подготовлен и её сценический вариант – пьеса «Замшевые люди». Затем вышло Полное собрание сочинений в 12 томах, «вновь пересмотренное и исправленное автором».

В октябре 1893 г. русское общество торжественно отметило пятидесятилетие литературной деятельности Григоровича. Среди сотен поздравительных писем и телеграмм была записка от главного героя его произведений: «Сердечно поздравляю вас, Дмитрий Васильевич, с полувековым юбилеем и желаю вам здравствовать на многие лета. Признательный крестьянин».

Однако здоровье его с каждым годом слабело, из-за болезни глаз запрещали не только писать, но и читать. 3 января 1900 г. он скончался, ушёл вместе с «серебряным» веком. «Симбирские губернские ведомости» в связи с кончиной знаменитого земляка писали: «Как писатель Григорович был типическим представителем той группы «художников» сороковых годов, во главе которых стоят Тургенев, Достоевский, Гончаров, Островский. Он пережил их всех и для позднейших писателей являлся последним могиканином далёкой и славной эпохи, соединяя и в своём таланте и в своей личности все основные качества этих художников слова и руководителей общественного движения к свету и свободе. В нём выдавались все характерные черты его знаменитых сверстников: блестящий литературный талант, живая изобразительная и увлекательная речь, живой юмор, знание и понимание русской и европейской жизни, самых разнообразных общественных слоёв, хорошее литературное и художественное образование».

Юрий КОЗЛОВ, заслуженный работник культуры Ульяновской области

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах