Примерное время чтения: 11 минут
281

Наталья Дмитриева: Дети вынудили признаться – я пишу, чтобы не сойти с ума

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2. АиФ - Ульяновск 1-2 12/01/2022
Владимир Толской / АиФ

29 декабря в актовом зала гимназии №1 учителю русского языка и литературы Наталье Дмитриевой был вручён орден «Святой Анны» за достижения в искусстве. Это общественная награда – от Интернационального Союза писателей. Как так получилось, что школьная учительница стала кавалером этого ордена, рассказала «АиФ» в Ульяновске» она сама.

Досье
Наталья Дмитриева. Родилась в Приморском районе Архангельской области в 1963 году в семье военнослужащего. Среднюю школу окончила в городе Беломорск, работала пионервожатой, училась на филологическом факультете Петрозаводского университета, работала в печатных СМИ и на радио. С 1988 года живёт в Ульяновске, более 30 лет работает в гимназии № 1. Книга «Сказки дождя» номинировалась на «Международную премию Мира 2020-2021», издана на английском и русском языках.

Думала, что это хобби

В. Толстой: Наталья Валентиновна, как так получилось, что жизнь довела до ордена?

Н. Дмитриева: В 2019 году я закончила работу над книгой для детей «Сказки дождя». Просто написала историю о том, как к девочке Алинке приходит дождик и рассказывает сказки. И решила для узкого круга знакомых и друзей выпустить небольшой тираж в одном из издательств, которое изготавливает макет издания и размещает его в различных книжных интернет-магазинах. В общем, как они сами себя позиционируют — издательство для независимых авторов. И подумала – зачем добру пропадать? И начала отправлять её на различные конкурсы. И вскоре мне поступило предложение вступить в Интернациональный Союз писателей, и эта организация берёт на себя обязательство представлять меня в этих самых конкурсах. В общем, моя книга была представлена на фестивале имени Агнии Барто, вошла в лонг-лист двух литературных конкурсов. Сейчас ещё один издательский Дом готовит к публикации «Национальный сборник», куда вошло несколько моих небольших стихотворных произведений – «Парадоксов».

Директор гимназии №1 Игорь Клоков вручает Наталье Дмитриевой орден Святой Анны.
Директор гимназии №1 Игорь Клоков вручает Наталье Дмитриевой орден Святой Анны. Фото: АиФ/ Владимир Толской

- Далеко не всякий учитель литературы становится писателем. Что послужило толчком к этому поприщу?

- Первая часть «Сказок дождя» была написана ещё лет десять назад, и вопрос не в том, что заставило это написать… Сейчас художник Дарья Галактионова работает над иллюстрациями к повести «Дар напрасный», которая вообще лет пятнадцать лежала «в столе». Это было естественно: родился замысел, и я не могла его не воплотить в жизнь. Другой вопрос – что подвигло меня это опубликовать... Долгое время у меня даже мыслей таких не возникало. Считала, что это просто хобби. Но однажды вдруг захотелось какого-то отклика, какой-то обратной связи, захотелось узнать, может ли то, что я пишу, быть интересным кому-то ещё.

Иллюстрация к книге «Сказки дождя» Дарьи Галактионовой.
Иллюстрация к книге «Сказки дождя» Дарьи Галактионовой. Фото: АиФ/ Владимир Толской

- А как педагог уживается в одном организме с писателем. Они друг другу не мешают?

- Они друг друга дополняют. «Сказки дождя» вообще построены на интерактивном принципе: в отдельных сказках ребёнку предлагается завершить сюжет, найти вариант его развития. Дождик, например, рассказывает сказку, останавливается на самом интересном месте и предлагает Алинке самой придумать, что будет дальше. Подобными приёмами я пользовалась, когда вела уроки. И уроки литературы, и книги для детей все-таки должны быть не просто способом передачи информации. Они должны открывать путь к творчеству.

«Быть в теме» из любви к ребёнку?

- С другой стороны, «писателей» сейчас развелось чуть ли не больше, чем читателей. Причём, желание писать часто вовсе не связано с наличием у человека таланта или каких-то оригинальных мыслей. Часто это всего лишь фактор тщеславия. Может быть, всё-таки было бы лучше учить ребёнка читать и получать от этого удовольствие?

- Это очень непростая задача. Сейчас многие дети вообще не представляют себе: как это – открыть книгу и начать её читать. Уже пятиклассники нередко просто находят в Интернете краткие пересказы книг, чтобы показать, будто они «в теме». Более того, обычно этим занимаются не сами ученики, а их родители. Так сказать, «из любви к детям…»  Так что приходится задавать вопросы, на которые невозможно ответить, опираясь лишь на пересказ. Бывают вообще курьёзные случаи. Знакомый учитель рисования рассказывал такую историю: спрашивает у ребёнка, нарисовал ли он заданный рисунок, тот отвечает, что не успел. А рисунок в его альбоме обнаруживается. Ребёнок объясняет: «Наверное, мама нарисовала, пока я спал…». К литературе – примерно такое же отношение.

Иллюстрация к книге «Сказки дождя» Дарьи Галактионовой.
Иллюстрация к книге «Сказки дождя» Дарьи Галактионовой. Фото: АиФ/ Владимир Толской

- Тяга к чтению вообще-то должна формироваться ещё до того, как ребёнок выучит буквы. Нашему поколению, в своё время бабушки книги вслух читали.

- Увы, сейчас такого нет. Или почти нет. Не читают, сказок не рассказывают. Кстати, мои «Сказки дождя» предназначены именно для того, чтобы взрослый читал их малышу, и они вместе обсуждали какие-то непонятные ребёнку моменты и новые для него слова. Шестилетний ребёнок самостоятельно её прочесть и понять не сможет – не хватит ни жизненного опыта, ни словарного запаса.

- Значит, внутри писателя всё-таки живёт педагог?

- Если говорить именно об этой книге, то, конечно, да. Но это касается не всего, что мной написано. «Дар напрасный» - любовная история девушки, наделённой даром ясновидения. «Парадоксы» - для меня это вообще не столько название книги, сколько отдельный жанр, где в сюжете обязательна парадоксальная ситуация, в которой жизнь показана с какой-то неожиданной стороны, не зависимо от того, что это – стихи, рассказы, эссе или афоризм.

Где больше правды: в сказке или в реальности?

- А для чего вообще, по вашему мнению, существует литература: чтобы пробуждать чувства, поднимать проблемы, ставить задачи? Для чего?

- Думаю, прежде всего, для того, чтобы задавать вопросы. И, может быть, давать разные варианты ответов. Таким образом и сам писатель пытается что-то понять в этой жизни, в этом мире. Сейчас я закончила первую часть фантастической повести «Уроды». На планете Была случилась трагедия, населяющие её разумные существа вынуждены были переселиться с суши в океан, где не надо строить жилищ, добывать пищу. Там даже ни ходить, ни сидеть, ни дышать, ни думать не надо. Всё хорошо. Но вдруг появляются «уроды», которые начинают задавать нелепые вопросы. У некоторых даже «виляльник» отпал, а это ну так неприлично. Таких стихия из моря выбрасывает на сушу…

Иллюстрация к книге «Сказки дождя» Дарьи Галактионовой.
Иллюстрация к книге «Сказки дождя» Дарьи Галактионовой. Фото: АиФ/ Владимир Толской

- Это, видимо, некая аллюзия на реальность, в которой мы существуем?

- К середине первой части я задумалась о том, каково среднеарифметическое значение нравственных ценностей нашего общества. Не для отдельного человека или семьи, а для всех. Этакая общая нравственная истина. И поняла, что представления не имею, что бы это могло быть. Тупик.

Пишут, чтоб не сойти с ума

- Нам нередко лжёт пресса, политики, реклама. Для большинства тех, кто имеет возможность выступать публично, как правило, важнее не истина, а чьи-то интересы, достижение каких-то целей. И порой начинает казаться, что иначе и не бывает…

- Более того, вроде бы логичные умозаключения приводят порой к абсурдным выводам. В той же повести есть некая сфера, где «учат нравственности». Но каким образом? Слёзы – плохо, с этим не поспоришь. Поэтому всех, кто плачет, следует уничтожить. И всех, кто страдает – туда же.

- А выход-то существует? Хотя бы для литературных персонажей.

- Ну, если меня ничто не заставит пойти дорогой Николая Васильевича Гоголя, спалившего вторую книгу «Мёртвых душ», то я постараюсь что-нибудь предложить. Но только для   литературных персонажей.

- А какие события, происходящие в реальной жизни, натолкнули вас именно на такой ход мыслей?

- До меня, кстати, только что дошло, что у меня нет ни одного произведения, которое можно было бы назвать сугубо реалистическим.  Но все мысли и ассоциации порождаются реальностью. Как-то меня дети вынудили признаться, что пишу я для того, чтобы не сойти с ума.

- А может, чтение книг – это вообще нечто лишнее в современном обществе?

- Чтение – это один из немногих признаков, которые отличают человека от животного. Из каких-то закорючек складывать слова, фразы и порождать из них некие смыслы – на это способен только человек.

- Тридцать с небольшим лет назад произошёл «слом эпох», мы сейчас живём в несколько изменённом мире. Что принципиально изменилось в школе, в самой системе образования?

- Одна моя знакомая, педагог, ушла из школы, объяснив свой поступок так: «Мои знания теперь никому не нужны». Действительно, в минувшую эпоху учитель нёс своим ученикам определённый пакет знаний. В этом состояла его основная миссия. Сейчас подобных источников – множество. Да, то, что я знаю, может быть, никому и не нужно. Другое дело – донести до учеников то, что я думаю. И постараться понять, что думает ребёнок и откликнуться на его мысли, что-то подсказать, куда-то направить, на что-то вдохновить… Сейчас информационное пространство переполнено не столько вредной, сколько бесполезной и бессмысленной информацией. И отличать одно от другого тоже может научить педагог. Так что, просто несколько изменились задачи, а суть осталась прежней.

Очевидная истина

Я знаю:

Земля вращается вокруг Солнца.

Я знаю:

Луна вращается вокруг Земли.

Но я вижу,

оставаясь на месте,

как солнце и луна вращаются вокруг меня, попирающего

неподвижную землю ногами…

Наталья Дмитриева

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах