Эта история может, на первый взгляд, показаться нереальной: мол, живёт в Новоспасском районе с 90-х годов прошлого века некий скромник Иван Пургин, который больше года был личным шофёром Александра Покрышкина. Да, да, того самого аса истребительной авиации, комэска, комполка, комдивизии, который совершил полтораста воздушных боёв и сбил 59 фашистских самолётов, став первым трижды Героем Советского Союза, а в 1972 году маршалом авиации. Мол, общался маршал неба без церемоний, более того, с ещё одним маршалом – маршалом Победы Жуковым - Иван Пургин возил их обоих на рыбалку.
Мы, было, в редакции усомнились в правдивости истории, приняв её за очередную байку, если бы не её автор – Евгений Иванович Бурусов - преподаватель истории и обществознания Садовской средней школы, Заслуженный учитель РФ, постоянный корреспондент наших рубрик «70 слов о Победе», «100 слов о войне», скрупулёзно ведущий летопись своей малой родины. Естественно, мы договорились перед публикацией, что он уточнит у героя публикации некоторые факты и убедится в подлинности документов, чему, оказывается, историк и сам был рад, так как открыл неизвестные ранее факты и новые обстоятельства жизни Ивана Николаевича Пургина.
Большой специалист колёсных машин
Иван Пургин родился 28 мая 1930 года в Свердловской области Богдановского района в селе Троицкое. Вот тут и помогла вторая встреча нашему постоянному внештатному корреспонденту:
«Вновь побывал в выходные дни в семействе Пургиных, - писал нам Евгений Бурусов. - Так получилось, что даже несколько раз. Вы оказались правы, нашлось немало новых сведений, которые во время первого визита оказались незатронутыми. Теперь портрет Ивана Николаевича предстаёт и объёмней и глубже. Если по порядку излагать, то дата его рождения – 28 мая 1930 года! То есть весной этого года ему исполнилось 90 лет! Но с этой отметиной в календаре пришлось повозиться. Дело в том, что дочь Ивана Николаевича Людмила на автомате мне назвала дату рождения - 28 мая 1930г. Потом я побежал в школу сканировать страницы военного билета и обнаружил, что Асбестовский райвоенкомат «омолодил» Ивана Николаевича на целый месяц, записав его появление на свет от 28 июня 1930 г. Дочь, рассказывает, что никто и никогда эту ошибку в документе не замечал. Подняли метрическое свидетельство и производные от него документы и убедились, что всё-таки – 28 мая, на чём категорически настаивала его дочь».
На 91-ом году жизни Иван Николаевич чувствует себя вполне сносно, здраво говорит, умеренно двигается, всё ещё много помнит и не сбивается в фактах. Живёт он в селе Садовое Новоспасского района в семье дочери Людмилы Ивановны. На сегодняшний день она его единственная наследница и хранительница его старости. Имеются у него две внучки (одна из них с 1970 года проживает в ФРГ) и один внук, да ещё пять правнуков. Поскольку улица для него недоступна, он основное время проводит у экрана телевизора и, по словам дочери, здесь он «всеяден», потому что многое смотрит с неподдельным интересом.
Его отец был призван на фронт сразу в 1941 году, а уже в 1943-м семья осиротела. В семейном архиве хранится извещение о гибели на фронте его отца (11 июля 1943 года), который служил в медсанчасти. Подробности гибели – подорвался на мине. Матушка его осталась тогда с тремя малышами на руках: Иваном и его братишкой с сестрёнкой. Ванечка старательно учился. Мне дали подержать в руках полуистлевшие и разломившиеся на четвертинки похвальные грамоты (от имени Народного Комиссариата просвещения) паренька «За отличные успехи и примерное поведение». Одна – за первый класс от 1939 года, другая после окончания третьего класса – 17 мая 1941 года (почти за месяц до начала войны). Посылаю вам фото Вани – первоклассника. Снимок был наклеен на бумагу, но всё-таки запись на обороте уцелела – 16 октября 1939 года (Ване – 9 лет с хвостиком). Потом Иван закончил 7 классов, а позднее и ремесленное училище, получив гражданскую специальность «слесарь». Вот откуда он такой «рукастый». В год Победы Ивану было 15 лет, и он помнит всеобщую радость, шумные демонстрации и красивые салюты. Согласно военному билету в 20 лет он состоял на службе в Вооружённых силах СССР. Год (1950-1951-й) - в качестве курсанта, а потом до сентября 1954 года служил шофёром в трёх разных воинских частях войск ПВО. Его военно-учётная специальность – «Специалист колёсных машин». Последний его воинский статус – младший сержант.
В превосходной боевой готовности
Когда-то в 12-м веке половецкие матери пугали именем киевского князя Владимира Мономаха своих детей, который слыл грозой половецких степей. А фашистский радиоэфир времён Великой Отечественной просто «кипел» грозными предупреждениями немецким асам: «Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!». Такой человек и в мирное время не мог оставить родного штурвала. Поэтому до конца 50-х годов прошлого века он летал на новейших типах истребителей.
Иван Николаевич вспоминал, что в период их совместной службы его прославленный шеф учился в военной Академии. Личный автомобиль Покрышкина в те годы - бежевая «Победа», за рулём который и был Иван Пургин. Машина всегда была в превосходной боевой готовности. Иван Николаевич рассказывает, что ездить приходилось много и по разным городам, приходилось бывать в разных регионах большой страны. Дело в том, что трижды герой Великой Отечественной войны с 1949 года служил не в родных ВВС, а в войсках ПВО и служебных командировок хватало.
Самого Покрышкина Пургин характеризует исключительно по-доброму, говорит, что был он простым с младшими по званию, не кичливым, не особенно строгим, бояться себя повода не давал. С подчинёнными общался на равных, не заносясь и не унижая. Никогда он не хвастался своими героическими делами. Был человеком чрезвычайно аккуратным, как и подобает военному. В разговорах очень тепло поминал и совсем без тени ревности, своего не менее «звёздного» коллегу, соратника по небу, вернее, короля неба Ивана Никитовича Кожедуба, на счету которого было 62 сбитых самолёта, и который также был трижды Героем Советского Союза. Покрышкин оставался всё-таки вторым по результативности после Кожедуба, но никакой зависти не испытывал, скорее даже гордился успехами друга.
«Хулиганка» с кителем
Со своим водителем Покрышкин говорил запросто. Пургин по служебной надобности и без церемоний мог бывать в доме своего начальника. Помнит Иван Николаевич, что однажды «похулиганил», когда, увидев китель – «иконостас» Покрышкина, решил непременно его примерить на свои молодые плечи. Вот просто не удержался и накинул на себя. Пиджачок оказался весомым, потому как награды плотными рядами занимали оба отворота парадного мундира от плеч до нижних карманов. Тот только улыбнулся…
Мало было Ивану Николаевичу близости к самому Покрышкину, так он решил изведать и ещё одно «высокое» знакомство. С 1948 по 1953 годы командующим Уральским военным округом был назначен не кто иной, как Георгий Константинович Жуков. И, похоже, между маршалом Победы и «маршалом» неба сложились вполне приятельские отношения. В пользу этого говорит одна история. Однажды Иван Николаевич повёз своего шефа и шефа шефа, то есть Покрышкина и Жукова порыбачить. Оба были в штатском, а при них ещё и адъютант. Рыбалка тогда не задалась, но ушицу на костерке всё-таки сообразили. Никакого барства со стороны высших офицеров не было и в помине. Они с адъютантом, понятное дело, в разговор не вмешивались, но накрытая поляна была одна на всех.
Потом было и второе пересечение Пургина с Жуковым. Маршал тогда собирался инспектировать военное хозяйство в его родном городе. Вот и взял его в качестве водителя в эту поездку «на родину», потому как лучше Пургина Асбест вряд ли кто знал. Жуков был в дороге строг, немногословен и постоянно думал о чём-то своём.
Что по чину, что от сердца
Ещё одно памятное соединение трёх судеб на уральской земле Иван Николаевич объясняет одной срочной командировкой из-под Ржева, где был развёрнут истребительный авиакорпус, которым командовал Покрышкин, в Уральский ВО, где хозяином на тот момент был Жуков. Добирались они с шефом до владений маршала самолётом, на нём и вернулись тогда.
У биографов знаменитого лётчика период командования в ПВО освещён до обидного скупо. Может, каждому хотелось больше рассказать о боевом прошлом трижды Героя. Вот здесь бы и пригодился рассказ его бывшего водителя. Покрышкин не сидел, как привязанный, к своему авиакорпусу в Ржеве. Случались командировки, порой длительные. Своего шофёра, Александр Иванович частенько брал с собой, даже когда летали самолётом. Иван даже стал представлять себя его адъютантом или даже телохранителем.
Пургин затронул в разговоре тему о человеческом отношении к нему, младшему сержанту, в самой воинской части. Как-то он заболел и угодил в армейский лазарет. И вспоминает, что среди посетителей, порой бывали и генеральши, которые, по возможности, «усиливали» спартанский паёк солдатика. Так, судьба свела обычного парня с военными корифеями, легендами огневых 40-х.
Очень хотелось найти фотографии тех лет. Нашлась одна, где Иван Николаевич в военной форме, но без сержантских нашивок на погонах, со знаками автобатальона. Была ещё памятная фотография, где он был снят в армейском гараже на фоне своей машины, но во время многочисленных переездов она куда-то ушла из альбома, но то, что она существовала, помнит и его дочь. А снимка с Александром Ивановичем Покрышкиным он не припомнит: фотографироваться с военачальником такого ранга шофёру было просто не по чину. Потом, всё-таки войска ПВО, где с фотоаппаратом не особенно разгуляешься из-за секретности объектов. Да и субординация требовала определённой дистанции, а не панибратства.
Сам по себе Пургин тоже немалого стоил, о чём говорит его дальнейшая биография. После службы в СА он вернулся в Асбест. Стал работать на обогатительной фабрике слесарем, но с настоящими золотыми руками, как у того самого Гоши из знаменитой киноленты «Москва слезам не верит», внёс немало рационализаторских предложений. Вот ещё один показательный факт. В 1962 году состоялся переезд семьи в город Фрунзе. Спустя 14 лет, в 1976 году Иван Николаевич побывал на асбестской фабрике и нашёл на «Доске почёта лучших работников» портрет себя любимого. Человек уже не работал на предприятии полтора десятка лет, а мастерство его помнили и чтили. Во Фрунзе он работал на местном военном заводе им. Ленина (по иронии судьбы спустя годы он переедет жить на родину Ленина), а пока занимался сборкой токарных станков, часто ездил в командировки в города – получатели, где на месте осуществлял монтаж и запуск своих стальных любимцев. За модернизацию одного станка, признанную лучшей, И.Н. Пургин был удостоен бронзовой медали ВДНХ СССР (Постановление от 4 июля 1978г.). На заводе он проработал до пенсии.