Примерное время чтения: 7 минут
549

Григорий Калёнов: «Там, где нет ТСЖ, нет и собственника»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ - Ульяновск 49 02/12/2015
Алексей Юхтанов / АиФ

Когда вместе с Советским союзом рухнула плановая экономика, на этих руинах надо было взрастить нового человека – потребителя и собственника. С тех пор минула почти четверть века. О том, что получилось, а что провалилось, мы говорили с Григорием Калёнов – правозащитником, который почти 20 лет занимался защитой прав потребителя, а сейчас пытается сделать из него эффективного собственника.

Вы слабое звено?

- Григорий Викторович, насколько продвинутыми потребителями мы стали за 23 года работы Закона о защите прав потребителей?

- Я помню первое «потребительское» дело – о чайнике. Потом были дела о некачественной шапке, телевизоре и так далее. Все это и сейчас наверняка  есть. Но у нынешнего потребителя появились и более интересные вопросы: соответствует ли информация на упаковке продукта его содержанию? Как проверить, есть ли в молоке и сыре, которое он покупает каждый день, пальмовое масло…

Советы от Калёнова
ТСЖ надо создавать в домах, где открыты спецсчета, где отремонтированы кровля, система ЦО, ГВС, ХВС; где исполнены решения судов или есть решения судов, в новых домах, не старше пяти лет. Нельзя создавать ТСЖ в аварийных домах, в домах, попавших в программу реновации и в домах постройки 1950 – 1970-х, если нет решения судов и капремонта.

- Но вот как раз на эти вопросы найти ответы практически невозможно…

- Да, у потребителя есть Закон с хорошей правоприменительной практикой, есть организации, которые ему помогают защищать свои права в суде. Но вот в институтах – пробуксовка: нет испытательных лабораторий, куда можно было бы отнести это молоко на проверку, нет системы информирования потребителей, нет специализированных СМИ, которые публиковали бы результаты независимых испытаний, тестов, делали бы анализ рынка.

Я считаю, что во многом – это следствие системной ошибки, которая произошла в 2004 году, когда функцию защиты прав потребителей вывели из компетенции антимонопольной службы. Если в системе нет органа, обобщающего опыт, то она превращается в поле, где бегают команды, у которых нет ни тренера, ни арбитра. Система  перестала развиваться, со временем, наверное, все наладится, но пока меня больше занимают права собственников. Если в 1992 году потребитель был слабым звеном, то сейчас очевидно, что слабое звено – собственники, особенно в сфере ЖКХ.

«Управленцы» мнят себя барами, которые выбирают себе дома по вкусу и владеют ими как своим имуществом.
«Управленцы» мнят себя барами, которые выбирают себе дома по вкусу и владеют ими как своим имуществом. Коллаж: АиФ/ Сергей Юрьев

Превращение МУПов

- Если исходить из смысловых значений, то у собственника должна быть более высокая организация…

- Сейчас идёт постепенная трансформация потребителя в собственника. Потребитель уже  изучает платежку. Но он ещё должен осознать, почему в его доме куб горячей воды стоит 200 рублей, а в соседнем - дешевле. Если он захочет сам разобраться, почему так происходит, то постепенно дойдет до того, что является собственником не только своей квартиры, но и всего дома со всеми его проблемами. Тот, кто осознает это и начнет думать, как исправить ситуацию, уже собственник. Потребитель расценивает ЖКХ в отрыве от того, что происходит в доме. Собственник понимает, что все взаимосвязано.

- Но ведь большинство не хочет «работать» собственником, а хочет просто получать качественные услуги и платить за них.

- Не получится. В 90-е годы, когда Советский союз развалился, было понятно, что нужна иная, более эффективная, система ЖКХ, которая работала бы в новых условиях. И тогда была изобретена схема бесконечного преобразования предприятий, на которых повисали большие долги, в новые предприятия, без долгов. Были МУП «Дирекция единого заказчика», МУП «Новый город», МУП «Правый берег», МУП «Левый берег», МУП «Управляющая компания Ленинского района»... Засвияжского, Заволжского, Железнодорожного, потом пошли ДУКи, ГУКи…  И приход частных компаний на рынок ничего не меняет, они в той же схеме. По-настоящему эффективный способ управления собственностью – это Товарищество собственников жилья (ТСЖ). Иного нет.

- В  2007-2009  годах в ТСЖ затягивали, потому что это было условием получения федеральных средств по 185-ФЗ. И ведь были случаи, когда собственники хотели выйти из товарищества, но оно их не пускало…

-  Тогда создавали ТСЖ на несколько домов, и в итоге получилась управляющая компания под личиной ТСЖ. А главное – люди были не готовы, не было тогда настоящего собственника в многоквартирном доме. По закону собственниками мы стали в 1992 году, а вот курсы и семинары, на которых объясняли, что это значит, начали активно проводить только с 2010-го.  

Ничего хорошего не получится, когда реформы навязывают. Люди  должны сами принимать решение, когда созреют для этого.

Вот барин придёт

- А сейчас люди понимают, что такое ТСЖ и чем оно отличается от управляющей компании?

- Ну,  во-первых,  ТСЖ – не коммерческая организация, ее цель не извлечение прибыли, а эффективное расходование средств собственников. А управляющая компания – коммерческая организация, цель которой  – извлечение прибыли.

Если человек, который живёт в ТСЖ, проснется утром и увидит, что потёк стояк, он просто позвонит председателю, и тот начнет решать проблему. В доме, где нет ТСЖ, а есть управляющая компания, такой человек с ног собьется и не факт, что чего-то добьется к вечеру, особенно если у УК 500 домов в управлении.

Досье:
Григорий Калёнов. Родился в 1968г. в Ульяновске. С 1992г. – начальник отдела по защите прав потребителей Антимонопольного управления, с 2005г. – руководитель Центра по защите прав потребителей, с 2010-го депутат Гордумы, сейчас адвокат, руководитель Клуба председателей совета дома.

Случаи нецелевого расходования денег, правда, везде бывают.  Например, одна  бухгалтер  ЖСК за семь лет взяла у родного кооператива 244 тысячи рублей, то есть присваивала по 35 тыс. рублей в год. Было заведено уголовное дело и в итоге вынесено  решение о возмещении убытка. Но  управляющая компания нецелевым образом гораздо больше возьмет с дома.  Кроме того, руководство ТСЖ, если оно не устраивает, гораздо проще заменить, чем сменить УК. Часто это получается только через суд.

- Сейчас в  Заволжье городская управляющая компания (ГУК)  избавляется от своих домов и многие предпочитают создать ТСЖ, чем связаться с новой управляющей компанией.

- Мы это уже проходили и в других районах, ГУКи,  действительно,  стали избавляться от хорошего жилья. Но созреванию собственника передел рынка  и методы, которые при этом применяются, только на пользу. Это его взбадривает и подталкивает к решению создать товарищество собственников. Вот когда передел завершится, все резко усложнится, потому что  управляющая организация не рассматривают собственника жилья в МКД как равноправного партнера, к которому она пришла на подряд. Она смотрит на дом и его собственников как барин, который приобрел себе деревню, и деревня должна быть ему за это благодарна. Это феодальное мышление в нас очень сильно развито. И перековывая потребителя в эффективного собственника, мы, по сути, ломаем крепостничество.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах