По сути, фотография – это жизнь, освещенная вспышкой, - сказал легендарный фотограф Сэм Абель, а мы эту его цитату вынесли в заголовок, так как она наиболее ярко отражает жизнь нашего сегодняшнего гостя.
Борису Григорьевичу Тельнову - старейшему фотожурналисту и кинооператору - исполнилось 90 лет. Удивительно, но он, не смотря на возраст, продолжает творить и строить планы на будущее.
Силы даёт природа
С. Юрьев: Борис Григорьевич, немногим людям удаётся преодолеть 90-летний барьер, но ещё реже при этом получается сохранить творческую активность. Вам это удаётся. Поделитесь опытом.
Б. Тельнов: Не надо преувеличивать мои возможности. После того, как полтора года назад переболел ковидом, есть ощущение, что я уже не в той кондиции, какой хотелось бы. Думаю, что сохранить какие-то силы мне удалось благодаря тому, что детство моё прошло в сельской местности, где я постоянно общался с природой. Мой отец, Григорий Яковлевич, был инженером лесного хозяйства, работал в Майнском лесхозе Ульяновской области, и от него мне передалась любовь к лесу, рыбалке, охоте. Правда, сам он прожил не так долго – умер на 62-м году жизни. Возможно, сказалось то, что он был ветераном Первой мировой войны.
Я ещё в седьмом классе заявил, что решил поступать в лесной техникум, и отец это моё решение поддержал. Кстати, сделать это было не так уж легко – желающих было значительно больше, чем мест.
- Значит, тогда профессия лесника считалась престижной, если даже в техникум непросто было поступить?
- Примерно в те времена был обнародован Сталинский план преобразования природы. Повсеместно начали высаживаться лесополосы для защиты полей от эрозии. Целью этого плана было предотвращение засух, песчаных и пыльных бурь. Естественно, многие стремились принять участие в таком большом и важном деле.
- А как же фотография? Люди нередко меняют профессии, но какая связь между лесным хозяйством и фотографией?
- Связь - самая непосредственная. Мой отец, когда ещё учился в Усть-Керженской лесной школе, увлекался фотографией. Было это в 1908 году. Я даже как-то сделал видеоролик на основе его фоторабот. По окончании техникума я какое-то время шабашил фотосъёмкой по окрестным сёлам с оставшимся от отца фотоаппаратом «Фотокор», который тот приобрёл в 1939 году. Кстати, с этого момента я и начал осваивать весь фотографический процесс – от съёмки до проявления фотопластин и печати. Тогда даже фотоплёнки ещё не было, а были фотопластины 9х12. Потом, когда я устроился на работу в экспедицию «Лесопроект», навыки фотосъёмки требовались регулярно. А во время армейской службы появились и первые публикации моих снимков в газете Одесского военного округа «Защитник Родины». Вернувшись после демобилизации на прежнюю работу, около десяти лет провёл в различных экспедициях по обустройству лесов Поволжья, Урала, Сибири. А первую свою зарплату потратил на фотоаппарат «Зоркий», с которым практически не расставался – снимки требовались для отчётов по экспедициям, но, главным образом, это было стремление души зафиксировать и прекрасные пейзажи, и лица замечательных людей, с которыми меня сводила жизнь. Да и с прессой я не переставал сотрудничать.
Интерес важнее денег
- Вы известны многим вашим поклонникам ещё и как кинооператор…
- В начале 60-х годов приобрёл я кинокамеру под 16-миллиметровую киноплёнку. Несколько сюжетов предложил областному телевидению, а потом Николай Михайлович Егоров, который возглавлял цех кинопроизводства, предложил мне должность ассистента кинооператора. У меня к тому моменту была семья, сыновьям по три года только исполнилось, а зарплату предлагали меньшую, чем та, что я зарабатывал в экспедиции. Но семья меня поддержала, и я перешёл на работу, которая казалась мне более интересной, более творческой. Телевидению я посвятил 31 год – с 1962-го по 1993-й, до самого выхода на пенсию.
- Пенсия, насколько я знаю, для ваших увлечений помехой не стала.
- Ни в коем случае! Я даже начал осваивать новые технологии. Работаю с цифровой видеокамерой, снимаю и монтирую фильмы. Люди обращаются, и я делаю. Например, летом 2018 года в Майне открывали мемориальный комплекс, посвящённый воинам-интернационалистам, и мне предложили отснять об этом сюжет. Благо, мое загородное жилище именно в Майнском районе. В прошлом году в Аксаково был праздник, посвящённый 230-летию со дня рождения Сергея Аксакова, автора сказки «Аленький цветочек». Отснял большой материал, сделал подарок районной администрации. Практически всё, что я снимаю в Майнском районе, передаю в местный краеведческий музей, и это становится частью местной истории. Сейчас начинается 31-й летний сезон проживания в деревне Поповка Майнского района, где я перед уходом на пенсию приобрёл домик.
- Вы фотографировали много лет – и людей, и события. Ваш архив представляет собой не только художественную, но и историческую ценность. Вы свои работы систематизируете?
- Промежуточный итог я подводил десять лет назад, когда на моё 80-летие в музее «Симбирская фотография» состоялась персональная выставка. Там было собрано то, что я считал на тот момент лучшим. На сегодняшний день у меня собрано несколько фотоальбомов с напечатанными снимками. Там многое распределено по временам, событиям, людям.
Летописец двух столетий
- Какие свои работы вы особо цените?
- Один из примеров: в 1966 году я участвовал как кинооператор в съёмках фильма «Однополчане» в Ленинградской области – о подвиге героев Свири. Фрагменты из него, кстати, не так давно показывали по телеканалу «Звезда». Вообще-то автору трудно объективно оценить свои работы, так что пусть это делают другие. Интересного в жизни было много. А в 1968 году пришла печальная весть о гибели Юрия Гагарина, и я сделал снимок, как моя мама читает газету с этим сообщением. Этот снимок я назвал «Грусть», и он мне до сих пор очень дорог. А ещё, помнится, в 1971 году направили меня с ульяновской делегацией на XXIV съезд КПСС, а аккредитации не дали. Но я сопровождал наших делегатов повсюду, кроме зала заседаний. Но дал свой фотоаппарат кому-то из делегатов, и пришлось ему за меня поработать. Например, фото космонавта Георгия Берегового – из той серии…
- Ну, если фотоаппарат ваш, то и снимок – тоже ваш.
- От моего счёта не убудет. Я и Германа Титова, космонавта номер два, снимал, когда тот приезжал в Ульяновск, и Суслова, и Фурцеву, и многих других деятелей советских времён. И художников, и писателей, и поэтов. Кстати фото и киноматериалы с поездки на XXIV съезд сейчас находятся в фондах Ульяновского краеведческого музея.
- Знаю, сегодня готовится к изданию ваша книга. Как возникла идея?
- Многое сказано в самом названии – «С кинокамерой - из века в век». Это летопись двух столетий – XX-го и XXI-го… Идею мне подсказал сын Григорий. У меня было многое готово. Нужно было только систематизировать. А в прошлом году была конференция регионального отделения Союза журналистов, и Олег Робертович Самарцев (председатель регионального отделения) высказал готовность поддержать такую публикацию. С осени прошлого года начал писать, одна тема потянула другую: и о событиях, и о друзьях-товарищах, и об отце, и о художниках, писателях, о том, как ездил в Шушенское перед столетием Ленина…
- Но это – история. Какие планы строите на будущее?
- Отметить юбилей, а потом – за город поеду, в свою усадьбу – схожу на огород, на рыбалку, за грибами. Фотоаппарат всегда с собой, так что, если что-то этакое подвернётся, то я стараюсь никогда не упускать возможности сделать интересный снимок. В прошлом году, например, сделал видеоролик, где два главных героя – рассветное солнце и туман. Очень красиво. Снимал, пока туман не рассеялся. Многое получается спонтанно – это закон любого творчества. Оглядываться на ту, что с косой по пятам ходит, как-то некогда…