Пока ещё бездетного молодого человека называют папой десятки учащихся и выпускников. Впрочем, у него всё ещё впереди: директор собрался жениться.
Педагогические амбиции
- Сложилось мнение, что в педагогику идут люди без особых амбиций. Не слишком-то престижно. Лишь бы какой-нибудь диплом получить, недолго перекантоваться в школе, а потом пополнить ряды «офисного планктона». Вы – человек с амбициями. Почему педагогика?
- Желание стать педагогом сидело внутри меня ещё в школьные годы. С детства.
- Желание учить?
- Скорее помочь учиться. Это, кстати, совпадает с нынешней концепцией в образовании. Любую информацию можно найти в Интернете. Человеку нужно только помочь правильно овладеть ей, отобрать нужное, отбросить лишнее. Мне нравилось заниматься с детьми. В школьном возрасте возился с маленькими племянниками, соседскими детьми, делал с ними уроки. И в школе как-то сразу пошло: «Объясни, как здесь решать»… Класс был достаточно сильный, у нас не столько списывали, сколько обсуждали темы уроков. Меня часто спрашивают о корнях: «Может быть, у вас в семье все педагоги?» Нет, говорю, я первый. Мама работала завскладом на оптовой базе, отец – в строительной отрасли, в охране.
- А почему география?
- Сначала очень хотел стать учителем русского языка. Но в девятом классе, когда началась экономическая география, я понял, что это и есть мой предмет. Участвовал в географических олимпиадах, в 11 классе даже занял 3 место в области. Мне нравится работать с картой, анализировать экономическую ситуацию в разных странах, регионах мира.
Флаги и «минусовки»
- Реальных поездок по миру тогда еще не совершали?
- Реально я выехал из России уже после окончания университета. Это был визит на Украину к знакомым в 2004 году. А в следующий раз отправился в Европу. Мне, призёру конкурса «Учитель года – 2007», губернатор вручил деньги на приобретение поездки за границу. Я купил автобусный тур по Европе с посещением 6 столиц. Это был 2007 год.
- И сразу начали собирать флаги разных стран?
- Сразу. Первым экспонатом в моей коллекции был украинский флаг. Из своей первой (и пока единственной) поездки в «дальнее зарубежье» я привёз флаги европейских стран. Потом мою коллекцию пополняли ученики. Сейчас у меня около полусотни флагов. Особой экзотики нет. Самый, пожалуй, интересный экземпляр – флаг с британского корабля.
- Что общего между работой радиоведущего и учителя?
- Мне нравится петь, у меня дома большая коллекция «минусовок»…
- Вы даже поёте на выпускных вечерах вместе с учениками...
- Почему бы и нет? А на радио… Это тоже общение с аудиторией. Нужно не просто транслировать песню в эфир, но как-то обыграть её, развить тему. Это очень помогло в работе: поставить речь, научиться не лезть за словом в карман… Позже из-за недостатка времени работу на радио пришлось оставить.
И всё же – чуть не ушёл
- А менеджер-управленец? Что толкнуло на приобретение этой профессии?
- Наступил момент, когда выбранный путь показался ошибочным.У меня всё получалось, я выпустил свой первый 11-й класс, это было в 2006 году. Но когда осознал, что всё нужно начинать сначала… Процесс показался монотонным. Дальше будет то же самое… И скажу честно, я хотел уйти из школы. Но для начала решил получить второе высшее. Выбрал «менеджмент», начал учиться.
- И всё же остались в школе?
- Меня остановила директор 13-й гимназии, к сожалению, ныне покойная Южанина Нина Анатольевна. Она дала мне путёвку на конкурс 2007 года. И этот конкурс «Учитель года» меня сильно изменил. Ведь конкурс - это огромное количество мастер-классов. Мы начали разъезжать по области, обмениваться опытом с другими учителями. Очень интересно давать уроки детям, которых я не знаю. Различных «примочек» на уроке я использую очень много. Трудно передать, что чувствуешь в такой момент, когда «чужие» дети спрашивают: «А вы ещё к нам приедете?» Получилось небольшое «перерождение». Я понял: нет, моё - только вот это!
- Но и второе образование всё же получили?
- Я благодарен своим родителям, что они меня научили доводить начатое до конца. Вторую профессию я получил, и она не стала лишней. В частности, много дало изучение психологии управления… Да и в конце концов, теперь я директор, управленец. 11-я школа, а ныне многопрофильный лицей – учебное заведение с богатыми традициями. Управлять им – большая ответственность. Нужно быть эффективным менеджером. Так что моё второе высшее мне здесь очень помогло.
Его дети
- Ну, любовь «чужих» детей завоевать бывает несложно: дал «конфетку», изобразил что-нибудь интересное – и ушёл. Со «своими» бывает сложнее. Удаётся?
- Один раз ко мне пришла телеграмма. На день рождения. По-моему, это было в 2006 году. «Папа, поздравляем с днём рождения…» Я читаю первые строки, и у меня в голове не соединяется. Ошибка? Если телеграмма моему папе, то не у него сегодня день рождения, а у меня.Если телеграмма мне, то откуда у меня дети? Ну это, конечно, доли секунд длилось. Читаю дальше. После всех пожеланий: «Твой 11-й «Д». Всего у меня в 13-й гимназии было три выпуска. И два первых меня называли «папой».
Запомнился еще один случай. На день учителя веду урок. В класс забегает 10-классник – один из самых неуправляемых. С такими глазами, как будто произошло что-то немыслимое. Смотрит на меня: «Ой, слава Богу!» Что случилось? – спрашиваю. Оказалось, что в день учителя весь мой первый выпуск собрался на крыльце гимназии, чтобы поздравить меня. 31 человек: 26 мальчиков и пять девочек. Тот шалопай, конечно, не подумал, что сегодня день учителя. Решил, что со мной что-то случилось.
О школе
- Раньше была одна учебная программа на весь СССР. Потом стали учить кто во что горазд. Что лучше?
- Конкуренция должна быть, но государство должно чётко очертить рамки. Сейчас процесс как-то более-менее стабилизировался.
- О ЕГЭ существует разное мнение. А на ваш взгляд ЕГЭ - это хорошо или плохо?
- ЕГЭ - это инструмент, который ещё нужно совершенствовать. В целом процесс стал более демократичным. Провинциалу теперь намного легче попасть в столичный вуз. Другое дело, что вузы в таком количестве не нужны и не обязательно всем получать высшее образование. Всё-таки должен быть выбор. Есть у меня возможность сдать ЕГЭ на очень высокий балл (не «порог», чтобы аттестат получить, а именно на высокий балл) я пойду в вуз. А если нет, то нужно сдавать обычные экзамены, получить аттестат, после чего поступить в средне-специальное учебное заведение или устроиться на работу. Тогда будет чёткость и ясность.
- Преподавать религию в школе или нет?
- Скорее религиоведение. Это огромный пласт знаний, ранее не задействованный. Без этого мы читаем классическую литературу и не понимаем заложенных в ней библейских параллелей, намёков. Не можем до конца понять мотивов поступков исторических деятелей. Такие пробелы нужно заполнять. Конечно, этот предмет должен быть светским, как и все школьные предметы.
- Где грань между знаниями и воспитательным значением предмета?
- Эту грань уловить трудно. Мы даём знания, которые человек сможет применить на практике. Но одновременно мы и воспитываем патриота, гражданина. Второе мне кажется важнее.