К своим 35 годам он успел принять участие во множестве проектов, однако начало его творческой биографии было положено в Ульяновске – в детском ансамбле «Клюква» городского клуба авторской песни имени Е. А. Сигалаева.
Через тернии – в «звезды»
- Иван, считаешь ли ты Ульяновск «стартовой площадкой» для творческого и карьерного взлета?
- Ульяновск был тем плацдармом, благодаря которому я смог научиться всему, что умею сейчас. Я продолжаю учиться до сих пор. Любой новый проект – школа, новый опыт, новые знания. Но основы вокала, актерского мастерства, понимание сути профессии я получил именно здесь. Одаренность, талант, умение что-то делать профессионально не берутся из ниоткуда. Главные навыки мы получаем в детстве – либо по собственной воле, либо по воле родителей. С трех лет я пел в хоре мальчиков Дворца пионеров под руководством Лидии Николаевны Лаптевой. До сих пор испытываю огромное чувство благодарности ей и другим ульяновским педагогам: Галине Александровне Анфимовой, Владимиру Георгиевичу Синкину, у которого учился исполнению эстрадных песен и игре на различных музыкальных инструментах, Наталье Владимировне Ганшиной – руководителю студии художественного слова – и многим другим. Без них я едва ли состоялся бы как артист.
- За относительно короткий срок тебе удалось сделать головокружительную карьеру. Такое по силам человеку, который видит цель, идет к ней и не делает ошибок. Но как творческой личности удается их избежать?
- А кто сказал, что я не делал ошибок?! Не совершая их, едва ли можно чего-либо достичь. Ошибки – это нормально. Да и не считаю я, что сделал «головокружительную карьеру». Думаю, всё ещё впереди. По крайней мере, очень хочется на это надеяться. Конечно, есть успехи, были определенные знаковые события, которым многие собратья по цеху могли бы позавидовать, но я считаю, что я еще в пути. Я прошел через очень многие проекты, да и играл не только главные роли. Где-то откатывался назад, порой долгое время стоял на месте. Так что никакого взлета не было. Был постепенный подъем – ступенька за ступенькой.
- Что для тебя важнее – достичь известности или сделать нечто такое, что нравится самому?
- Я всегда стремился стать лучшим в профессии, в том жанре, в котором работаю. Когда ставишь перед собой заведомо недостижимую цель, это очень помогает двигаться вперед и постоянно совершенствоваться. Конечно, искусство – не спорт, где стоит задача войти в пятерку, тройку, стать чемпионом… В творчестве невозможно быть одинаково хорошим для всех. Но попасть в число лучших – вполне достижимая цель. С другой стороны, невозможно стать лучшим, если делаешь то, что самому не приносит удовлетворения. Так что это две стороны одной медали.
Без труда нет таланта
- Достаточно ли только трудолюбия и таланта для того, чтобы взойти на «музыкальный олимп»? Что нужно ещё – удача, умение ладить с людьми, личное обаяние?
- На «музыкальном олимпе» я еще не был, так что точно не знаю, что для этого требуется. Одаренность и талант, конечно, необходимы, но без трудолюбия они мало чего стоят. Само понятие талант на девяносто процентов состоит из способности и желания трудиться, стремиться к совершенству. Если талант не совершенствуется постоянно, то он просто гибнет. С другой стороны, можно обладать потрясающими способностями, но оказаться «вне формата», элементарно не соответствовать тому типажу, который в данный момент востребован. Творческая карьера – это всегда очень сложный путь решения проблем и преодоления трудностей. И, конечно, удача тоже определенно нужна.
- Но, возможно, людям с покладистым характером движение вперед дается легче…
- Вообще-то, характер у меня достаточно покладистый. Но, конечно, если проблема касается профессиональных вопросов, приходилось и приходится отстаивать свое виденье образа. Слово режиссера для меня – закон. Но порой в процесс вмешиваются люди, имеющие определенное влияние, но недостаточно компетентные – например, директор или спонсор. Вот здесь я считаю нужным сопротивляться, потому что полагаю, что такое вмешательство неправильно и неэтично. Подобные конфликты возникают нечасто, но несколько раз происходили. Были даже случаи, когда из-за этого мне приходилось уходить из различных проектов.
- Мешает ли жить популярность?
- Иногда бывают неприятные моменты. Порой не в меру любопытные гражданки выслеживают мой путь от работы до дома, выясняют, с кем я общаюсь и что я кушаю. Но это, к счастью, не носит тотального характера.
Искусство пробуждать чувства
- Не противоречит ли роль графа фон Кролока в мюзикле «Бал вампиров» православным убеждениям? Как вампирская тематика сочетается с пением в монастырском хоре?
- Действительно, когда я бываю в Москве и выпадают свободные выходные, я пою в монастырском хоре. Православные убеждения у меня есть, и я стараюсь в любой роли донести до публики те мысли, эмоции, идеи, которые я черпаю в православии. «Бал вампиров» – не только очень красивая и зрелищная постановка с прекрасной музыкой, декорациями и костюмами. Это не какой-то банальный вампирский «ужастик»! Я создаю образ страдающего, интеллектуального зла, которому свойственны абсолютно человеческие мысли, чувства, радости и страдания. Путь человека к свету тернист, непрост, и я стараюсь пробудить в людях те эмоции, которые помогают двигаться по этому пути. В этом, вообще, состоит одна из основных задач искусства.
- Чем отличается работа над одним и тем же образом в Берлине от работы в Санкт-Петербурге?
- Серьезной разницы в режиссерских трактовках моего образа в Германии и России нет. Конечно, исполнение партии на немецком языке как-то влияет на русский вариант – и наоборот. В воскресенье я пою в Берлине, потом – перелет в Санкт-Петербург, а с понедельника пою на русском четыре дня подряд. В пятницу – опять на немецком. И так постоянно. И каждый раз надо перестраиваться. Это непросто, такого не делает никто, и это дает мне повод хоть в этом чувствовать себя уникальным.
- Наверняка успешная карьера потребовала огромных затрат душевных и физических сил. Это того стоило?
- Любое серьезное дело требует и времени, и сил – душевных и физических. Не затратишь сил – не пожнешь плодов. Я получаю огромную отдачу. Энергетический обмен с залом, отклик публики дает неповторимые ощущения и эмоции. Если этого нет, то у любого артиста, любого человека искусства возникает творческий кризис. Успех в жизни определяется не только внешней стороной достижений, не только материальным благосостоянием. Можно быть абсолютно успешным, но при этом глубоко несчастным человеком. Важно – как ты себя чувствуешь, есть ли ощущение душевной гармонии, не считаешь ли прошедшие годы напрасно растраченными. Так что могу определенно сказать: это того стоило.