6 октября во Дворце творчества молодёжи прошёл концерт, которого многие ценители настоящего искусства вокала ждали восемь лет.
Первый и на тот момент единственный в Ульяновске концерт одного из лучших теноров российской сцены, исполнителя главных партий в лучших мюзиклах Санкт-Петербурга, Берлина и Москвы Ивана Ожогина состоялся в 2008 году. А между тем, именно в Ульяновске лауреат национальных театральных премий «Золотая маска» и «Музыкальное сердце театра» провёл детство и юность, здесь зародился его талант. Наш обозреватель накануне концерта «подбодрил» маэстро острыми вопросами.
Нет пророков в своём отечестве
Владимир Толстой: - Иван, сразу два вопроса: что тебя привело на родину и почему так редко удаётся здесь бывать с выступлениями?
Иван Ожогин: - Вчера у меня был концерт в Казани, завтра будет в Тольятти, а Ульяновск как раз находится между этими двумя городами. И я решил, что просто грех не воспользоваться такой возможностью спеть для своих земляков, друзей, педагогов, всех, кто меня знает, кто следит за моим творчеством - да ещё и в стенах Дворца детского творчества, которые я до сих пор считаю родными. Именно здесь я занимался в многочисленных кружках и студиях – и художественного слова, и танцев, и игры на баяне, и в оркестре народных инструментов, и в эстрадном ансамбле. Именно здесь я в полной мере осознал, что петь – это моё дело, которое мне нравится, которое мне удаётся. А редко я здесь появляюсь по двум причинам… Первая – занятость в театре, где я играю в среднем порядка тридцати спектаклей в месяц. Вторая – в том, что, к моему удивлению и разочарованию, администраторы местных концертных площадок и чиновники, занимающиеся вопросами культуры, как будто не знают о моём существовании. На самом деле график у меня на много месяцев вперёд расписан по городам и странам. А то, что меня не приглашают в Ульяновск, – это определённый симптом, говорящий о состоянии, в котором находится местная культура.
- Наверное, не вся культура, а те, кто ею «ведают»?
- Конечно, я не имею в виду местные творческие коллективы. Здесь совершенно замечательный драматический театр, который я считаю одним из лучших и в России, и в мире. Здесь прекрасный симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов, здесь множество творческих личностей. Здесь вполне достаточно прекрасных концертных площадок, но как их используют – это уже другой вопрос…
Своя манера и особенности
- Концертные залы у нас заполнены регулярно. Вот недавно Киркорова приглашали…
- Думаю, что шоу-бизнес и понятие «высокая культура» между собой практически не связаны. Хотя вокалу я учился у того же педагога, что Киркоров и Билан, но я предпочёл идти своим путём. Для кого-то главное – зарабатывание денег, для кого-то – творчество. Если у кого-то получается это совмещать – могу только за них порадоваться. Однако опыт тысячелетий показывает, что муки творчества обычно плохо оплачиваются.
- Почему сегодняшний концерт посвящён романсу?
- Романс - один из моих любимых жанров. И в это понятие я вкладываю музыкальные произведения разных эпох. В программе и классические, и современные романсы, а также песни Александра Вертинского, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Давида Тухманова. Это абсолютно живой звук безо всякой фонограммы. Это вообще мой принцип: чтобы у каждого исполнения даже одной и той же песни были свои особенности, чтобы она отражала именно те эмоции, которые я испытываю в данный момент.
- А почему бы вообще не запретить «фанеру» на эстраде?
- Насколько я помню, подобные законодательные инициативы были, но мне не слишком верится, что от «фанеры» можно избавиться. Из великого множества «звёзд» шоу-бизнеса лишь единицы способны что-то исполнить вживую. Если запретить фонограмму, то отечественная эстрада опустеет, а значит, пострадают чьи-то конкретные интересы. А своего никто просто так не отдаст…
- И всё-таки, Иван, как можно привлечь к тебе более пристальное внимание земляков, поклонников, чтобы о твоём таланте узнало как можно больше людей, а мы тобой всенепременно гордились?
- Я себе такой цели не ставлю. Я просто делаю то, что мне нравится, что я люблю…