В наше время история булгарского народа исследуется вдоль и поперек. |
Шаукят Медихатович Богданов (Шаукат Булгари) отстаивает позицию, согласно которой народ, именуемый сегодня татарами, правильнее называть булгарами. Еще при СССР он добился, чтобы в пресловутую «пятую графу» его советского паспорта вместо общепринятого «татарин» было записано «булгар». В подтверждение своей позиции общественный деятель приводит множество аргументов, в числе которых и выкладки советского ученого-тюрколога Льва Гумилева, который писал: «Потомки болгар, составляющих значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называются именем «татары», а их язык – «татарским». Хотя это не больше, чем камуфляж!».
Наследники древней культуры
- Шаукят Медихатович, неужели название для народа так важно? Говорят: «Хоть горшком назови, только в печку не ставь». Раз уж так исторически сложилось, стоит ли бороться за имя?
- Это сложилось вовсе не исторически. Иван Грозный, завоевав Казань, принял на себя титул государя булгарского, а не «татарского». И в старинной энциклопедии Брокгауза и Эфрона говорится, что этноним «татары» - историческое недоразумение. Это прямо или косвенно подтверждают все русские историки, начиная от Татищева с Карамзиным. Многие поколения до 1917 года, и даже после, не называли себя «татарами». Они называли себя «булгарами» или «мусульманами».
Имя – это не пустое сотрясение воздуха. Пушкин говорил, что неуважение к предкам есть признак дикости и безнравственности. Мы - наследники великой и древней культуры. Первый в Европе университет был открыт здесь, на территории Волжской Булгарии, еще в 1080 году, и сюда приезжали учиться из других мусульманских стран! Астроном Сейфи Сараи аль-Булгари за полтора столетия до Коперника заявил, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Заметьте, никаких гонений на ученого за это не было… Отрекаясь от имени, мы отрекаемся и от этого богатейшего наследия. В XIII веке государство волжских булгар, как и Русь, подверглось набегу монголо-татар. Наших предков постигло одно и то же несчастье.
Этноним как камуфляж
«Татары» - собирательный термин. Так было принято называть все тюркские народы, пришедшие сюда вместе с монголами. И те, которые позже подпали под их власть. А спустя века понятие стало еще более расплывчатым. Если вспомните «Кавказского пленника» Льва Толстого, то у него и на Кавказе – «татары».
- Лесков в «Очарованном страннике» под «татарами» описывает, кажется, казахов. Они у него кочуют по степи и живут в юртах…
- Все правильно. Только другие народы сумели вернуть себе исторические названия. И казахи, и лезгины, и авары. Уже в новейшее время к названию «Якутия» добавилось «Саха», рядом с названием «Северная Осетия» стали писать: «Алания». А нашу территорию как после 1917 года назвали «Татарской АССР», так мы с этим именем и живем.
- Рост национального самосознания – процесс объективный. Но как избежать при этом экстремизма, межнациональной розни?
- Как раз называясь «татарами», люди ошибочно считают себя наследниками завоевателей – татаро-монголов. На самом деле мы – потомки мирной и высокой цивилизации, не воевавшей с Русью, а в целом благополучно с ней соседствовавшей, торговавшей… Где здесь экстремизм, агрессия?
И наоборот. Когда наши паломники отправляются в Мекку, им даже священнослужители советуют не называть себя «татарами», лучше - «русскими мусульманами». Иначе – отношение соответствующее. «Татары» для арабов и других мусульман – это разрушители, библейские народы «гога и магога», предвестники конца света…
- У Булгарии с Русью были, конечно, и столкновения. Но в целом – мирно соседствовали и торговали. В Булгаре, столице страны, был целый русский квартал...
- И не только русский. Был армянский квартал. Армянский камень и положил начало моим историческим изысканиям. Когда впервые я попал в село Болгары (место, где был город Булгар), это было в 1967 году, я обратил внимание на камень в основании Богоявленской церкви, исписанный по-армянски. Сфотографировал, отправил фото в Ереван, в Академию Наук. Оттуда ответили, что это надгробный камень с могилы армянского купца.
Две Болгарии
- Разговор о Волжской Болгарии (Булгарии) заставляет вспомнить и о другой Болгарии, дунайской. Поддерживает ли ваша общественная организация отношения с представителями этой страны?
- Конечно! Дунайских болгар мы считаем кровными братьями. Когда-то единый с нами народ, обосновавшись на Балканском полуострове, перенял славянские язык и обычаи, принял христианство, но сохранил свое имя. В Болгарии живо интересуются нашим историческим и культурным наследием, поддерживают отношения с общественным движением «Туган Тел» («Родной язык»). В Софии издаются книги, исследования по истории Волжской Булгарии. И вот уж в Болгарии дунайской нас точно не принимают за татар! Культурная общественность страны налаживает культурные связи с Поволжьем. Многие болгары желали бы посетить наши места, посмотреть на остатки булгарских городищ, которых много и в Ульяновской, и в Самарской областях, и в Татарстане. Мы вплотную работаем в этом направлении с «Симвес-туром», а археолог Юрий Семыкин разрабатывает маршруты.
Болгарские ученые Дочо Шипковенски и Ангел Христов приезжали сюда в 2009 году по нашему приглашению на мероприятия года Болгарии в России. После этого между нами установились тесные связи. Ученые осмотрели наш город, были на месте булгарского некрополя возле территории автозавода. Проехали в Болгары, Биляр.
В 2010 году уже они нас пригласили на форум, состоялась научная конференция. Дунайские болгары не забывают ни своих булгарских, ни своих славянских корней. Мы отвезли туда (спасибо Андрею Натариусу) сувенир из симбирцита с изображением установленного в Ульяновске памятника Кул Гали. В 2011 году они снова были у нас. Мы обратились к губернатору области с просьбой пригласить болгарских студентов из Шуменского и Софийского университетов. Они приехали в прошлом году и под руководством Юрия Семыкина участвовали в раскопках «Чертова городка» - древнего булгарского городища недалеко от Старой Майны. Подобные раскопки предстоят и в будущем.
Наши предприниматели во главе с общественным деятелем Радиком Гафуровым ездили на «Болгариаду-2012». А в июле мы посетили Полтаву, где отмечалось 100-летие обнаружения знаменитого клада Кубрат-хана.
9 сентября еду в Казань встречать члена-корреспондента Международной Академии Болгарознания, Инновации и Культуры (МАБИК, г.София) Петра Петрова, чтобы привезти его в Ульяновск, провести по нашим достопримечательностям.
- Как вы относитесь к реконструкторским идеям по воссозданию древнего булгарского городища у Старой Майны?
- Сугубо положительно. Консультируем по некоторым вопросам. Намерены и дальше сотрудничать.
- Каким вам видится будущее вашей организации?
- Когда люди осознают важность возвращения себе подлинного исторического имени, когда название «Булгария» появится сначала хотя бы рядом со словом «Татарстан» (как «Саха – Якутия»), а затем и вытеснит его, тогда можно будет и распустить нашу общественную организацию. Все-таки имя народа – это не пустой звук. В имени - все его прошлое. А без прошлого нет будущего.
Справка «АиФ»:
Богданов Шаукят Медихатович (Шаукат Булгари) родился в 1939 году в г. Тбилиси. Учился в Тбилисском политехническом техникуме, потом окончил Казанский авиационный институт, по распределению в 1968 году поступил на работу на Ульяновский механический завод, в 1978 году перешел на радиоламповый завод. С 1994 по 2008 годы трудился на Ульяновском автомобильном заводе.
Участвовал в общественном движении «Туган Тел» - «Родной язык». В 2003 году стал одним из инициаторов создания просветительской организации «Булгарское возрождение». В 2005 году организация выпустила первую книгу «Булгарская цивилизация – наше наследие» по материалам статьи известного археолога, историка Фаяза Хузина. Общественная организация проводит беседы и лекции по истории и культуре волжских булгар. В 2007 году организация стала инициатором установки памятника булгарскому поэту-гуманисту XII века Кул Гали. Он был установлен благодаря финансовой поддержке правительства республики Татарстан и населения Ульяновской области, при содействии татарской национальной автономии, общественного движения «Туган Тел». Организация «Булгарское возрождение» поддерживает культурные связи с дунайской Болгарией. Научные конференции проводились при содействии общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие» (Радик Гафуров), Центрального Духовного Управления Мусульман России и татарской национально-культурной автономии.