Примерное время чтения: 7 минут
198

Всему виной безответственность и жадность

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ - Ульяновск 19/07/2011

Недавняя катастрофа теплохода «Булгария», унесшая около 130 жизней, потрясла всю страну. Но самое страшное в том, что при нынешнем состоянии транспортной инфраструктуры России никто не может исключить возникновения подобных инцидентов завтра, через месяц, через год… Внезапно «прозревшие» контролирующие органы начали тотальную проверку состояния речного флота, но поможет ли это избежать жертв в дальнейшем?

Своим видение ситуации с нами поделился депутат Законодательного собрания, доктор технических наук, лауреат Ленинской премии СССР в области науки и техники Вячеслав АЛЕКСЕЙЧИК.

Живем в эпоху катастроф

- Вячеслав Валентинович, почему возникают техногенные катастрофы и, несмотря на совершенствование технологий, их число продолжает расти?

- Сначала давайте определимся, что такое катастрофа. По современной классификации катастрофой считается событие, имеющее хотя бы один из трех признаков: первый - погибло десять или более человек; второй - сто или более человек пострадало; и третий - местные власти объявили введение чрезвычайного положения, и пострадавшее государство обратилось за международной помощью. Данные ООН свидетельствуют о том, что техногенные катастрофы – занимают третье место среди всех видов стихийных бедствий по числу жертв. На первом месте гидрометеорологические катастрофы – наводнения, цунами, на втором геологические – землетрясения, извержения вулканов. Статистика показывает, что число техногенных катастроф в мире резко возросло с конца семидесятых годов прошлого века. Особенно участились транспортные катастрофы, прежде всего – морские и речные. И, не смотря на то, что наиболее насыщенной транспортной и промышленной инфраструктурой обладают страны Западной Европы и Северной Америки, несравненно больше жертв приносят катастрофы, происходящие в Азии и Африке.

Здесь вступают в действие такие факторы как организация, дисциплина, готовность государства к подобным явлениям. Если их нет – жертвы неизбежны.

- А в чем, по вашему мнению, причина катастрофы с теплоходом «Булгария»?

- Окончательные выводы еще не обнародованы, но, с моей точки зрения, причиной этому стало сложение, казалось бы, незначительных факторов, которые вместе способны привести к непредсказуемым последствиям. И то, что они возникли одновременно – результат состояния нашего общества, законодательства, уровня дисциплины и ответственности, технического состояния инфраструктуры.

Износ основных фондов в России превышает все разумные пределы – это касается и речного, и морского флота, железнодорожного и авиационного транспорта. Причем, степень износа не только не сокращается, а продолжает усугубляться.

Не важно, о чем идет речь – о корабле, самолете, жилом доме или автомобиле. В любое из этих изделий при проектировании закладывается определенный эксплуатационный ресурс. Его можно продлевать, если ведется грамотная эксплуатация, вовремя проводится обслуживание, ремонт или модернизация. И, чтобы все работало в штатном режиме, необходимо строго по графику проводить регламентные работы – как на военном корабле. И так – вплоть до утилизации.

Весь жизненный цикл любого технического объекта – от проектирования до утилизации – должен поддерживаться регламентируемой эксплуатацией и контролироваться государством. Должны неукоснительно выполняться все обязательные для применения инструкции.

Инструкции писались кровью

- Почему же инструкции игнорируются?

- На то есть много причин, но тому не может быть никакого оправдания. Выполнение требований инструкций требует вложений денежных средств, а собственник порой пытается экономить на всем – кто-то от бедности, а кто-то от жадности и желания получить максимальную прибыль.

Это касается не только транспорта, но и жилого фонда. Взять, например, широко разрекламированную программу капитального ремонта жилья. В свое время объем индустриального строительства жилья в Ульяновске составлял порядка миллиона квадратных метров в год. Но следует понимать, что каждое сооружение с момента постройки начинает разрушаться, а значит, надо принимать все необходимые меры, чтобы этот процесс замедлить.

Всякая техногенная катастрофа связана с нарушениями правил эксплуатации того или иного объекта, его обслуживания, поддержания работоспособности.

И причиной того, что сейчас и капитанам кораблей, и руководителям предприятий, и высокопоставленным чиновникам нередко отказывает чувство ответственности, является безнаказанность. Никого не карают просто за нарушение инструкций, правил, технологий – часто правоохранительные органы и вышестоящее начальство «замечают» эти нарушения, когда они привели к катастрофическим последствиям. Почему-то должный контроль за противопожарной безопасностью начал действовать только после того, как полторы сотни людей сгорело в «Хромой лошади». И сейчас, после катастрофы с «Булгарией» наверняка усилится контроль за эксплуатацией состоянием речных судов. Но беда в том, что все это носит характер кампаний – пройдет год или два, и о том, что есть инструкции, которые надо неукоснительно соблюдать, опять забудут.

- Но почему именно в последние годы растет число техногенных катастроф?

- Они были и раньше, но причины не изменились. Стоит вспомнить о Чернобыльской катастрофе: там была небольшая неисправность, и для ее устранения пришлось отключить поочередно несколько ступеней системы защиты. И обслуживающий персонал начал делать это при работающем реакторе, хотя по всем правилам его необходимо было сначала вывести из рабочего состояния. И пошли они на это сознательно. Дело в том, что накануне катастрофы ЧАЭС переподчинили от министерства атомной энергетики и промышленности СССР министерству энергетики. И приоритетной задачей стало не обеспечение безопасности, а план по выработке электроэнергии. И вот эта смена «философии» привела к одной из самых страшных катастроф в истории человечества.

А в наше время кто угодно может купить речное судно, самолет или взять подряд на строительные работы – даже люди, бесконечно далекие от этих профессий. И как они обеспечат безопасность и качество без соответствующей профессиональной подготовки, без любви к своему делу?

Нет защиты от равнодушия

- Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы жизни россиян было меньше подобных угроз?

- Любая система безопасности должна быть дублирована. Почему в пассажирском самолете, как минимум, два пилота? Почему у каждого парашютиста должен быть запасной парашют? Потому что от случайных сбоев никто не застрахован и ничто не застраховано на все сто процентов. Но и даже самые надежные системы безопасности оказываются бессильны там, где царствуют безответственность, разгильдяйство и коррупция. Все это – тоже своего рода «человеческий фактор».

А ведь правила безопасной эксплуатации были «написаны кровью», за ними опыт минувших катастроф. Но о них забывают. Почему? Да потому что сейчас успех любой компании, любого предприятия принято измерять исключительно размерами прибыли. Но можно сделать так, чтобы пренебрегать техникой безопасности было невыгодно, чтобы наказание, хотя бы рублем, следовало за нарушением, которое еще не привело к катастрофе. Причем, сумма штрафа должна превышать расходы на поддержание в полном порядке речного или морского судна, самолета, железнодорожных путей, автодорог, систем газоснабжения жилых домов, словом – всего, что является источником повышенной опасности.

Еще надо как-то «лечить» людей от равнодушия. Если вспомнить ту же катастрофу с «Булгарией», то два судна прошли мимо, и только третье оказало помощь гибнущим людям. Равнодушие страшнее глупости и непрофессионализма. Создавая любую технически сложную конструкцию, будь то транспортное средство или другое высокотехнологическое изделие, можно заложить в нее «защиту от дурака», которая способна скорректировать неправильные действия экипажа или персонала. А вот защиты от равнодушия придумать невозможно. И пока подобное отношение наших сограждан к жизни и здоровью друг друга радикально не изменится, Россия так и останется по числу жертв техногенных катастроф на уровне Африканских государств.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах