Не может быть!
Пять запатентованных изобретений, и ещё шесть – готовых к патентованию? Положительные отзывы специалистов и целых институтов? А что-нибудь уже внедрено? Как - никому не нужно? Да не может быть!
Сам Геннадий Яковлевич Морозов, в прошлом директор строительной компании, изобретателем себя не считает. «На моем месте, наверное, должен был быть какой-нибудь академик…» - говорит он. Нестандартные технические решения, позволяющие достигать поразительных результатов, ему посылаются свыше – так считает сам Геннадий Морозов, сам же он – лишь передаточное звено.
Когда-то в сельских церквах в зимнее время естественным образом поддерживалась постоянная температура +8°С (кроме воскресений и праздников, когда топили печь). Это достигалось путем естественного вентилирования помещения из расположенных на глубине трех метров под землей (где круглый год +8°С) вентиляционных коробов. Если применить нечто подобное в жилищном строительстве, то стартовая отметка, начиная с которой придется нагревать помещение – уже +8°С! Это огромная экономия. А горячая вода, которая сегодня после употребления бездарно сливается в канализацию? А теплый воздух от дыхания, электроприборов и газовых плит, скапливающийся под потолком? «Финансовые затраты на приобретение тепловых насосов и систем активной рекуперации отработанного тепла окупятся за два года эксплуатации…» - пишет Геннадий Морозов в очередном «открытом письме» Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину. Но «наверху», видимо, слишком заняты сотворением «Силиконовых долин». Построят Сколково – вот там и будут инновации, а пока что беспокоить не велено.
Внесистемные инновации
Геннадий Яковлевич демонстрирует горы технической документации и альбомы с наглядной компьютерной графикой, где прорисовано все досконально – до малейших винтиков и заклепок. Для того, чтобы перенести с ватмана на компьютер, напечатать тексты с подробным описанием конструкций и процессов сборки, не владеющему компьютерной премудростью Геннадию Морозову пришлось затратить огромные средства. Откуда их взял простой пенсионер, бывший строитель? А квартиру продал! Сейчас проживает у дочери. Внесистемные получаются какие-то инновации, внерыночные – в наше-то рыночное время. Такие же, как «инновации» Кулибина или Циолковского. Прибыль не важна, важны сами идеи, которые автор мечтает внедрить непременно в России, совершенно ничего не ожидая за это для себя лично.
Дом на рессорах
Земля ходит под ним ходуном. Колебания идут как по горизонтали, так и по вертикали. Это действующий макет. На земле рядом с домом - сосуд с водой, которая плещется и прыгает внутри, как бешеная. И такой же сосуд с водой на крыше дома, и в этом сосуде – полнейший штиль. Невероятно? Однако факт! Такого макета на сегодняшний день не существует, его изготовление влетит в копеечку. Но если сделать по чертежам Морозова макет жилого дома, оснащенного комплексной системой сейсмической защиты, работающей на вращении шаров и сжатии пружин, да показать на какой-нибудь столичной выставке – против такой наглядности не устоят даже самые прожженные бюрократы, уверен Геннадий Яковлевич. Устройство таких домов, где фундамент «ходит» вместе с трясущимся грунтом, а возвышающийся над ним корпус остаётся полностью неподвижным, проработано им досконально – бери и пользуйся. Есть защита от землетрясений, ураганов и торнадо!
Дворцы из хижин
Железобетонные каркасы, вентилируемые стены, соединение их с потолочными перекрытиями, крепление декоративной плитки на наружных стенах в индивидуальных и многоквартирных домах – все в разработках Геннадия Морозова имеет свою новизну, все направлено на энергосбережение и повышение надежности строений. Досконально просчитан и вариант с использованием солнечных батарей.
Обычная «хрущевка». Альбом наглядно и поэтапно показывает, как постепенно пятиэтажка-коробка обрастает снаружи каркасом, возводимым в 2-3 метрах от фасадных стен. «Хрущевка» оказывается внутри теплой оболочки. При этом оконные и балконные проемы прорезаются в ней до самого пола. Наружный каркас оснащается стенами, окнами, с устройством монолитных перекрытий – все по тому же энергоэкономичному методу Морозова. Таким образом, к каждой комнате добавляется 6-8 м² площади, кроме стандартной кухни появляется еще и столовая. Существенная деталь: сравнявшись с крышей пятиэтажки, каркасная конструкция может расти далее ввысь еще на 3-5 этажей. А значит, можно строить дома до десяти этажей на месте «хрущевок», не снося последние, а просто включая их внутрь новых зданий. Не надо выкупать землю, расселять жителей (выехать им придется только временно, на период реконструкции). Огромное поле деятельности для бизнеса: возводи новое комфортное жилье прямо на старых «коробках», кварталы которых в современных городах ныне господствуют и занимают далеко не худшие территории.
Вот оно - доступное, комфортное и очень даже инновационное…
«Тебе надо, ты и делай!»
Быть может творчество бывшего строителя, а ныне изобретателя-самоучки с десятью классами образования – нагромождение какой-нибудь безграмотной чепухи? И беспокойный пенсионер просто морочит голову серьезным людям?
Спросим у профессионалов.
Главный архитектор ООО «Ульяновскгражданпроект» Вячеслав Некрасов, в прошлом занимал должность главного архитектора города Ульяновска, затем - Ульяновской области:
- Я знаком с разработками Геннадия Яковлевича Морозова. Они очень профессиональны. Это очень интересные проекты. Экономия очень большая. Есть моменты, которые только с помощью его методов и можно решить. Это и экономия тепла, и реконструкция старого ветхого фонда. Ему надо искать спонсоров. Государство как спонсор не хочет выступать. Он пишет письма руководству страны, но эти письма до руководства не доходят. Он прошел все строительные министерства, включая Минрегион. Все ему сказали: «Тебе надо, ты и делай!» Сегодня проектные институты просто деньги зарабатывают. Каждый застройщик говорит: буду строить из тех материалов, которыми располагаю. Если у кого-то под рукой лес – он будет из леса строить, кто-то купил станки, выпускающие стандартные панели, – будет штамповать их и из них строить. Сегодня на любое изобретение нужен параллельно рынок сбыта. На сегодняшний день Геннадий Морозов не смог найти спонсора либо войти в какую-нибудь государственную программу…
А вот отрывок из отзыва об изобретениях Морозова после изучения их специалистами областного государственного учреждения «Центр энергосбережения Ульяновской области»: «Предлагаемые разработчиком расчеты показывают достаточно высокую эффективность проекта за счет снижения теплопроводности ограждающих конструкций в разы. Тем самым, у нас есть основания для того, чтобы представить эти технологии в Министерство строительства Ульяновской области для продвижения в качестве пилотного проекта в антикризисной программе Правительства России. Ульяновская область может стать центром прогрессивных идей и внедрения передовых технологий в строительстве энергосберегающего жилья и по модернизации устаревшего жилищного фонда…». Осуществление пилотных проектов в этих направлениях по мнению авторов станут базой для быстрой и профессиональной подготовки рабочих кадров и учебным полигоном для строительных организаций России.
Нужно ли говорить, что эта оценка, данная профессионалами из госучреждения ровно год назад, не имела никаких практических последствий? Перечислять все инстанции, где изобретатель слышал ответы, сводимые к той самой короткой фразе: «Тебе надо, ты и делай», - нет смысла.
Геннадий Яковлевич уже готов последовать совету друзей: перевести свои технические тексты на английский язык. То, что равнодушно «отфутболивается» в России, будет вне сомнений интересно в США, где президентом Обамой запущена госпрограмма по освоению арктического шельфа штата Аляска (энергосбережение). Или в Японии, где очень актуально сейсмостойкое строительство. В этом случае прорывные технологии, в конечном счете, тоже попадут в Россию, но уже – как зарубежные.
Открытое письмо руководству страны
Статья в журнал