О системе ценностей в городском пространстве мы говорили с архитектором Олегом Владимировым.
По американской системе?
Татьяна Захарычева: - Олег Михайлович, последние годы все время обсуждают, каким должен быть Ульяновск. Получается, стройка идёт, а понимания, что и зачем строим, нет?
Олег Владимиров: - Сейчас предпринимаются хаотичные и не всегда продуктивные попытки выйти за пределы концепции функционального города, которую в начале двадцатого столетия взяли на вооружение советские специалисты. Тогда ставили предприятие, рядом жилой микрорайон, больницу... В итоге жилые районы, в которых нет ничего для обеспечения качества жизни, деградировали. Возникли гигантские транспортные потоки, которые привели к пробкам. Центр города, недостаточно заселенный, получился недоразвитым. Необходима новая концепция пространственного развития города, новая система ценностей, нужно осмыслить, какой город мы хотим в перспективе видеть – для пешеходов или автомобилистов, компактный или так называемый пористый город с ландшафтными отдушинам. Каким должен быть центр, какой – торговля и многое другое.
- У нас торговля развивается явно в пользу крупных торговых центров...
- Есть две принципиально разные системы развития торговли – американская, когда строят гигантские магазины-склады, и европейская - когда приоритет отдается стрит-ритейлу. Европейский подход увеличивает культурное наполнение городской среды, американский - разрушает. «Метро», «Лента» и прочие торговые центры – это, к сожалению, не то, что хотелось бы видеть, причем не только с эстетической, но и с экономической точки зрения. Об этом говорят специалисты на московских урбанистических форумах. Было просчитано, что 10-процентный переход в сторону глобальных сетей провоцирует потерю для бюджета Москвы в 90 млрд рублей. Можно посчитать, какие убытки терпит бюджет Ульяновска.
- Так каким, на ваш взгляд, должен быть город?
- У Ульяновска есть одна любопытная особенность. Мы чемпионы по низкой плотности населения – тысяча человек на квадратный километр, это в 3-3,5 раза ниже, чем в соседних городах. Кроме того, в силу географических особенностей центр города не может развиться до значительных масштабов. Поэтому я предлагаю рассмотреть как один из вариантов концепцию полицентрического города, когда на периферии много ядер с хорошим качеством среды.
Живая история
- Пока даже исторический центр города вызывает у приезжих недоумение: некуда пойти. Можно уже сейчас что-то сделать, чтобы эта территория стала более интересной и для горожан, и для приезжих?
- Можно сделать очень многое, причем за небольшие деньги. У меня, например, есть предложение установить на бульваре Новый Венец скамью длиной 300 метров. Несколько лет назад мне попалась дореволюционная фотография Венца. На ней сплошная линия скамей в два ряда. То есть это уже было. Причем, если посмотреть дизайнерские разработки, обычная скамья трансформируется, приобретая дополнительно различные функции: на ней можно просто сидеть, можно сидеть, вытянув ноги, можно работать на компьютере. Есть специальные устройства, чтобы было удобно выпить чашечку кофе. Вариантов десятки. Такая скамья может стать центром общественного пространства.
А вообще город становится интересным, когда в нем появляются элементы, четко маркированные датой. Если объектов много и они опознаются по времени, город свою ценность существенно увеличивает, он как бы прорастает культурными слоями. На площади Ленина известно место, где стояла кремлевская башня. Можно вскрыть асфальт, сделать демонстрационный фундамент, легкий каркас с подсветкой, который обозначал бы габариты башни, поставить её макет. Так мы могли бы обозначить еще один культурный слой.
- Проблема ещё в том, что жизнь, движение есть только на Венце. В выходные центр города пустой…
- Есть такой базовый принцип: центр города живет, когда в нем достаточно жителей. Я смотрел данные по Ленинскому району – 2,5 тыс. человек на кв. километр. По исследованиям урбанистов, город начинает оживать при плотности населения от 5 тыс. на кв. километр. Максимальная планка – 20 тыс. То есть в центре Ульяновска плотность населения занижена от двух до восьми раз. Тем не менее, там можно создавать отдельные объекты, которые станут источником притяжения горожан. Это отчасти решит проблему.
- Какие улицы, участки проще всего реанимировать?
- Есть очень простые способы, которые применяются уже и в России. Речь о паллетном искусстве – от слова «паллета» – грузовой поддон, по сути - деревянный ящик. Из таких ящиков формируется пространство – сцена или место для тусовки. Конечно, там работают дизайнеры, все получается красиво. На таких площадках собирается молодежь, звучит музыка. У нас они могли бы появиться в двориках драмтеатра, педуниверситета, библиотеки Ленина.
Более сложные решения – переориентировать улицы под пешеходные, оставляя часть автомобильного движения. Например, на улицах Федерации, Карла Маркса на участке от Спасской до Гончарова можно было бы оставить одну полосу движения, расширить тротуар, добавить зелени, лавочек, каких-то интересных ландшафтных решений. Сжимание прав автомобилистов в пользу пешеходов – мировая тенденция. И ничего с этим сделать невозможно, так будет и у нас, но, думаю, ещё нескоро.
- У нас напротив - говорят о решении проблем пробок, необходимости строить новые транспортные развязки, дороги, парковки.
- Город с широкими магистралями, предназначенный для автомобилей, неудобен. Есть примеры городов, где были решены все транспортные проблемы, и после этого из них ушло больше половины населения.
Чистый бизнес
- Значит, чтобы центр Ульяновска ожил, там нужно строить новое жильё?
- Тут возникает колоссальное противоречие – с одной стороны, центр надо населить, но с другой – там нет простых участков под жилищные объекты - или оползневые процессы, или надо что-то сносить, или учитывать ограничения, связанные с объектами культурного наследия…
- Из 80 памятников деревянного зодчества большинство - в центре и в весьма жалком состоянии. «АиФ» проводил опрос «Нужны ли Ульяновску старые деревянные дома - объекты культурного наследия?». Мнение, что эти дома (хотя бы часть из них) надо сохранить, лидирует.
- Что произойдет, если снести старый деревянный дом? На его месте появится современный, страшный, который никак не связан с историей и культурой этого места, с соседними домами. Это чистый бизнес в жесткой форме. Поэтому люди считают, что пусть лучше сохранится старое. А вот чтобы на месте старой застройки появилась качественная, надо вернуться к началу, к стратегии пространственного развития этой территории. Надо понять, что городу необходимо. Чтобы улица была выстроена по одной линии? Чтобы на первых этажах зданий были стеклянные, освещенные в вечернее время витрины, за которыми будет угадываться какое-то движение – кто-то пьет кофе, кто-то слушает музыку? Если мы этого хотим, значит, нужно внести это во все требования к застройщику. Сейчас эти требования минимальные – ограничения по этажности. Поэтому инвестор считает, что он может делать все, что хочет.
-Это реально – заставить людей строить на свои деньги то, что необходимо городу?
- Для этого надо менять законодательство и пересмотреть роль профессионалов в процессе. В наших правилах землепользования и застройки – три строчки требований, а в западных аналогичных документах расписано все. Был очень интересный опыт в Берлине. Там на одной улице собрали архитекторов со всего мира – звезд. И каждый построил здание так, что в итоге получилась комплексная улица, потому что со стороны города были заложены четкие регламенты. Если они есть, то какой бы архитектор или инвестор ни зашел на территорию, получится хорошо. Получится то, что нужно городу.