В марте этого года открылся один из крупнейших в России крытый дворец спорта с искусственным льдом «Волга-Спорт-Арена». О том, насколько востребован сегодня большой лед и как «проложить» на него широкую народную тропу, мы говорим с директором дворца спорта Эдуардом Шабалиным.
Спорт снова в моде
Т. Захарычева: Эдуард Сергеевич, вы возглавляете уже второй мега-объект. Сначала были директором Ленинского мемориала, теперь – дворца спорта «Волга-Спорт-Арена». Что сложнее продвигать — культуру или спорт?
Э. Шабалин: По большому счёту и в том, и в другом случае речь идёт о продвижении сферы услуг. Мы работаем в первую очередь для людей. Сейчас на мероприятиях в «Волга-Спорт-Арене» я встречаю тех же людей, кто приходил в Мемориал на ёлки, корпоративные мероприятия, концерты. Почти десять лет назад, когда я пришел в мемориал, передо мной стояла задача наполнить его огромное здание жизнью, чтобы там все крутилось-вертелось. И мы этого добились: на полгода вперед были расписаны мероприятия, каждое помещение — занято. Сейчас стоят те же задачи. Мы должны сделать все, чтобы к «Волга-Спорт-Арене» была протоптана широкая народная тропа.
- На большой лед наверняка сложнее протаптывать широкую народную тропу, чем на концерты, выставки и корпоративные мероприятия...
- Не согласен. Дворец построили как раз вовремя. Десять лет назад в России началась большая работа по возрождению советских традиций спортивной подготовки, норм ГТО, популяризации здорового образа жизни. Все это было загублено в 90-е, когда в моду вошли дорогие сигареты, спиртное, пафосно-праздный образ жизни — все, что до этого было недоступно. Тогда даже на уроки физкультуры в школе стало зазорно ходить. У всех были справки об освобождении. В итоге мы получили поколения молодых людей, которые на турнике ни разу не могут подтянуться.
Теперь все меняется: в моде здоровый образ жизни, активный отдых, хорошая физическая форма и внешний вид.
- Есть мнение, что в отличие от советских времен теперь спорт — дорогое удовольствие. Недавно в СМИ писали, что в Ульяновске самые дорогие билеты на хоккейные матчи и болельщики этим очень недовольны.
- Это спекуляция отдельных блоггеров. В Ульяновске самые дешевые билеты на спортивные матчи в стране! Да, были дебаты о стоимости билета на хоккейный матч. Мы вышли с инициативой поднять её до 150 рублей. Почему потратить 500-600 рублей, идя на матч, на сигареты и водку – норма, а 150 рублей за билет — много? Никого не удивляет билет в кино за 300-500 рублей, билет в Луна-парк за 200-300 рублей, билет детишкам в цирк- за 800! Так что это не более чем «утка», раздутая ради того, чтобы «побакланить».
Кластер у «Черного озера»
- Ульяновцы ждали ледового дворца ещё с той поры, когда его планировали построить при губернаторе Шаманове, на берегу Свияги. Вы почувствовали спрос на большой лед?
- Ледовый дворец был торжественно открыт в марте, а областное государственное учреждение «Волга-Спорт-Арена» создано в августе. Когда мы приступали к работе, столкнулись с тем, что о дворце спорта горожане ничего не знают. Мы провели опросы, флеш-мобы, и практически каждый первый нас спрашивал, а что такое «Волга-Спорт-Арена». За два минувших месяца люди узнали, что есть такой дворец спорта, что идут матчи, есть массовое катание, что здесь учат фигурному катанию, хоккею. Сейчас у нас очереди в кассу стоят до остановки. За два месяца мы увеличили поток людей, приходящих во дворец, примерно в десять раз. Никто сам собой не приходит, с людьми надо работать.
- «Волга-Спорт-Арена» - это шесть тысяч квадратных метров ледового поля, три с половиной тысячи зрительских мест. Может ли город насытить такие площади людьми?
- Перед нами стоит задача проводить масштабные мероприятия всероссийского и международного масштаба не только спортивные, но и выставки, форумы, концерты. Это непросто, потому что в соседних регионах — Самаре, Казани - все уже раскручено. Мы будем в роли догоняющих. А это всегда сложнее.
У губернатора Морозова есть глобальные планы развития территории вокруг дворца. Он хочет построить рядом большой дворец художественной гимнастики, плюс гостиничный комплекс для спортсменов. В природоохранной зоне «Чёрное озеро» планируется создание велодорожек, беговых «дорожек здоровья». Таким образом, в одном месте сконцентрировалось бы много спортивных ресурсов — бассейн спорткомплекса «Торпедо», гимнастический дворец, ледовый дворец, фитнес центр, легкоатлетическая зона, и это дало бы мощный синергетический эффект.
- Вы считаете, что это реальные планы?
- Губернатор мыслит глобально, ставит стратегические задачи.
Есть большие деньги-можно все сделать быстро. Когда денег не хватает, все получается медленнее, но движение вперед все равно происходит. Пять лет назад у нас не было ни ФОКа «Лидер», ни «Волга-спорт-арены», ни многих других спортивных объектов. Отрасль стала стратегически важной для государства. Я уже говорил, что современная Россия вернулась к старой истине: здоровая и крепкая нация – сильное и могучее государство.
Не развлечения ради
- А что нужно делать здесь и сейчас, чтобы заполнить трибуны и лед? Недавно на одном из совещаний губернатор снова говорил, что ледовый дворец должен быть самоокупаем…
- Самоокупаемость дворца – это реально. Но это планы на три-четыре года. Сегодня мы ставим перед собой другие задачи. В понимании многих посещение дворца – это больше элемент досуга. Пришел, покатался, развлекся, через месяц ещё раз пришёл. А перед нами стоит задача, чтобы люди ходили к нам каждый день заниматься спортом как в спортзал. Не просто развлекаться, а именно заниматься спортом. Когда мы обеспечим этот ежедневный поток, у нас будет стабильный возрастающий результат.
Большую, широкую народную тропу надо протоптать не только на лёд, но и в фитнес- центр, сауны, солярий, спортивные залы. Всё это есть в структуре дворца спорта, но все это надо дорабатывать, перестраивать, переделывать. Нужны хорошие, современные интерьеры, спортивное оборудование, кондиционеры, сервис. Хочется, чтобы все было на достойном уровне.
Сейчас у нас есть большое здание, которое надо обживать и наполнять разноплановыми услугами. Наш внутренний, текущий план — тоже глобальный, если не по масштабу дел, то по их объему - точно. Со стороны их не видно, но они основополагающие. Когда мы сюда зашли, не было ничего. Ни коньков, ни сушилок, ни резинового покрытия, чтобы ходить в коньках.
Большое представление
- А как насчет масштабных мероприятий — ледовых шоу и прочее? Кто к нам хочет приехать в ближайшее время?
- Это большое заблуждение, что кто-то к нам вообще хочет ехать. Приглашение стоит денег. Ты платишь - к тебе едут. На открытие дворца я привозил в Ульяновск Ледовое шоу. Перед Новым годом у нас будут представления цирка Никулина на льду. Есть несколько проектов на следующий год. Но мы будет внимательно просчитывать конъюнктуру и стоимость по каждому мероприятию.
- Похоже, дворец сейчас в большей степени «поле, где надо пахать». Как вы восприняли свое назначение?
- Это было неожиданно! Причем не только для меня… Но в итоге не страшно. Мне интересна работа, результаты которой видны. За два месяца работы, на мой взгляд, мы показали более чем хорошие результаты.
- С каким чувством вы оглядываетесь назад? Я имею в виду Ленинский мемориал.
- С грустью. Новое руководство мемориала отличается авантюрными обещаниями: привезти из Москвы два миллиарда рублей на развитие Мемориала, миллион китайских туристов в год в музей СССР и научить нас, дилетантов, зарабатывать на музейной деятельности миллионы. Обещания, оторванные от реалий!
Сегодняшние достижения обратны: ликвидирована уникальная выставка «Ульяновы-Керенские», закрыт самый большой кинотеатр в Поволжье, свернули выставку ретро-автомобилей, чуть не разобрали знаменитую диораму Симбирска, закрывают выставку оружия. Новые успехи не радуют. Преемственности не получилось в принципе. Обидно за коллектив Мемориала и их десятилетние усилия. Ленинский мемориал - главное достояние Ульяновской области. Все на виду. Надеюсь, что такая ситуация долго продолжаться не сможет.