Примерное время чтения: 8 минут
497

Сергей Уральцев: «Пора детей возвращать к реальности от компьютерных грёз»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ - Ульяновск 43 21/10/2015
Сергей Юрьев / АиФ

Среди наших современников найдётся не так уж много людей, которые бескорыстно отдают все свои силы и время воспитанию подрастающего поколения. Среди них – мастер спорта СССР по водно-моторному спорту Сергей Уральцев, который сейчас вместе со своим товарищем Владимиром Тройновым продвигает идею создания нового вида спорта – водно-моторного биатлона.

Досье
Сергей Уральцев, мастер спорта СССР по водно-моторному спорту, неоднократный чемпион РСФСР и СССР. Родился в 1961 году в посёлке Сурское. Ныне – капитан патрульной лодки и руководитель подросткового многопрофильного клуба. Автор идеи водно-моторного биатлона.

- Сергей Борисович, почему вы считаете, что именно в Ульяновске идея водно-моторного биатлона имеет перспективы?

- Можно без преувеличения сказать, что во времена СССР Ульяновск был настоящей столицей водно-моторного спорта. Восемьдесят процентов сборной РСФР составляли наши спортсмены. Один только заслуженный тренер СССР Анатолий Васильевич Баринов воспитал трёх мастеров спорта международного класса, более сорока мастеров СССР. Можно назвать имена многих прославленных спортсменов. Например, Евгений Степанов, двадцатикратный чемпион Советского Союза, неоднократный рекордсмен мира. Кстати, один из его рекордов не побит до сих пор – на лодочном моторе «Ветерок» он достиг скорости 115 километров в час. В течение многих лет во всём мире пытались на моторе аналогичной мощности перекрыть этот результат, но безуспешно.  

- А как у нас сейчас обстоят дела?

- Сейчас у нас осталось, что называется, полторы лодки… В начале нынешнего века мы с Владимиром Тройновым создали областную федерацию водно-моторного спорта, сделали попытку возродить былую славу. Провели несколько соревнований областного масштаба, и некоторые ребята начали неплохо выступать на чемпионате России. В 2005 и 2006 годах провели пятисоткилометровые водно-моторные марафоны по Суре. В первом из них участвовало двенадцать экипажей, во втором – шесть.

Команда РСФСР на всесоюзном первенстве 1986 года состояла исключительно из ульяновских спортсменов. Слева направо: Валентин Борисов, Николай Кузнецов, Сергей Уральцев, Сергей Ганюшин, Николай Грунин, Леонтий Пырченков, Евгений Степанов.
Команда РСФСР на всесоюзном первенстве 1986 года состояла исключительно из ульяновских спортсменов. Слева направо: Валентин Борисов, Николай Кузнецов, Сергей Уральцев, Сергей Ганюшин, Николай Грунин, Леонтий Пырченков, Евгений Степанов. Фото: АиФ/ Из личного архива С.Уральцева

- А почему половина экипажей не рискнула повторить «подвиг»?

- После первого раза до многих дошло, что это экстремальный вид спорта, что река не прощает несерьёзного к себе отношения, а для тех, кто расслабляется на маршруте, у неё есть топляки и отмели. Команда МЧС ухитрилась пропороть лодку, и им очень повезло, что себе ничего не повредили. Тем не менее, именно эти соревнования подарили нам надежду на то, что у водно-моторного спорта в нашем регионе откроется «второе дыхание». И на старте, и на финише проходили торжественные мероприятия, в которых участвовало и местное, и областное руководство. Мы и сейчас продолжаем надеяться, что эти марафоны будут иметь продолжение, что они дадут толчок развитию не только нашего вида спорта, но и водно-моторного туризма. По семейным обстоятельствам мне пришлось на некоторое время отойти от дел, а потом выяснилось, что попытка не удалась.

Сейчас пытаемся с Владимиром продвигать ряд новых проектов, в том числе, наше собственное изобретение - водно-моторный биатлон.

- В чём суть замысла?

- В основном, проект направлен на воспитание детей и молодёжи, и он может открыть массу возможностей: во-первых, это спортивная подготовка, во-вторых – путь обретения технической грамотности, в третьих – способ патриотического воспитания. И то, и другое, и третье сейчас жизненно необходимо нашей стране. Пора наших детей возвращать к реальности из мира компьютерных грёз. Достаточно вспомнить о недавней трагедии в Миассее, где подросток убил мать за попытку ограничить ему доступ к компьютерным играм. Тягу к технике тоже необходимо воспитывать, поскольку стране сейчас нужен не «офисный планктон», а люди, что-то умеющие делать руками – рабочие и инженеры. О необходимости военно-патриотического воспитания и говорить не стоит – это и так понятно. Но, прежде чем чему-то научить, подросткам надо вернуть интерес к реальной жизни, и водно-моторный биатлон – прекрасное средство для этого. Мы планировали запустить этот проект к 70-детию Победы. Однако, к кому мы только не обращались – и чиновникам, и к депутатам, и к городским властям, и к областным – сдвинуть это дело с мёртвой точки пока не получается. На словах все – «за», все одобряют, все поддерживают, но средств, говорят, на это дело нет… А для того, чтобы начать, необходимо сделать главное – создать техническую базу: нужны лодки, моторы, винтовки…

- Каковы правила водно-моторного биатлона?

- Правила просты и уже проработаны в различных вариантах и для разных возрастных категорий. Суть – как в обычном и в танковом биатлонах – пройти на время дистанцию, поразив все мишени. Команда - экипаж из двух человек: «механик-водитель» и «стрелок-радист». В качестве оружия, в зависимости от возраста и уровня подготовки участников, может применяться – малокалиберная или пневматическая винтовка или оружие для лазер-тага. А в итоге дети обучаются обращаться с лодкой, получают навыки техники безопасности на воде и стрельбы в экстремальных условиях. Лодку качает на волне, а значит, и прицелиться непросто. Навык, кстати, очень полезный для будущих защитников Отечества, если учесть, что в прошлом году у России появились новые морские границы…

- А что натолкнуло вас на эту идею?

- Во-первых, у нас и сейчас живы традиции водно-моторного спорта, есть прекрасные специалисты, которые готовы отдавать время и силы на то, чтобы эти традиции передать новому поколению. Во-вторых, мы живём на великой реке, и просто грех не использовать её для воспитания наших детей. Но сейчас, к сожалению, всё находится в упадке, и лодочная станция на Свияге, которая может стать прекрасной базой для массовых занятий спортом, сейчас используется только как пункт проката лодок для желающих отдохнуть на воде…

Владимир Тройнов и Сергей Уральцев готовы сделать Ульяновск столицей водно-моторного биатлона – были бы средства…
Владимир Тройнов и Сергей Уральцев готовы сделать Ульяновск столицей водно-моторного биатлона – были бы средства… Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

- А желающие заняться этим видом спорта найдутся?

- Наверняка! Мы с Владимиром Тройновым на улице Ватутина создали для детей и молодёжи многопрофильный клуб «Симбирский ветер». Ведём занятия по техническому творчеству, физической подготовке, патриотическому воспитанию, нескольким спортивным дисциплинам. Сейчас к нам приходит порядка полусотни подростков, и мы очень надеемся, что наши занятия помогут им выбрать правильную дорогу в жизни.

Издавна двор, где мы базируемся, был прозван «пьяным», и мы сейчас, что называется, боремся за звание «спортивного двора». Правда, временами городские власти делают попытки отобрать у нас помещение, но мы держимся...

- Откуда берутся средства на клуб?

- Сейчас мы всё делаем за свой счёт, и не претендуем на то, чтобы кто-то нам за эту работу платил. А вот создание базы для нового вида спорта, такого как водно-моторный биатлон, требует определённых средств, если учесть, что одна только скромная лодочка с мотором стоит порядка двухсот тысяч рублей. Но, увы, все наши просьбы пока остаются без ответа. У нас с Владимиром даже возникла шальная мысль обратиться за помощью к Рамзану Кадырову и вообще перебазироваться в Чеченскую республику. Во времена СССР Грозный также был серьёзным центром водно-моторного спорта, так что, потенциал и там есть. Но всё-таки хочется, чтобы водно-моторной столицей России и родиной водно-моторного биатлона стал Ульяновск – он нам куда ближе и роднее… 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах