Примерное время чтения: 11 минут
684

Вячеслав Ильин: «Казанцы уже сделали Музей СССР». Прогулка с краеведом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ - Ульяновск 16/07/2014
Антон Шабалкин / АиФ

Номенклатура без лица

Т.Захарычева: Вячеслав Николаевич, вы по профессии инженер. Чем вас так увлекло краеведение, что вы отдаёте ему всё свободное время?

В.Ильин: А интересно. Например, интересно знать, что сегодняшние проблемы не новы, и решения, которые принимали сто лет назад, и сейчас были бы справедливыми…  Но, увы, опыт предыдущих поколений следующие, как правило, никак не учитывают. Кстати, в технической сфере при таком подходе к делу большинство конструкций разваливалось бы.

- И историк не в силах  привлечь внимание к опыту прежних поколений?

Досье
Вячеслав Ильин родился 17 июля 1944 года в Воскресенске Московской области, закончил Новочеркасский политехнический институт. Автор справочника «Храмы. Кладбища», соавтортопонимического сборника «Симбирские улицы», автор работ о председателях Ульяновского горисполкома, об истории общества ульяновских филателистов, ульяновского Заволжья, строительства заволжской дамбы, истории НИИ «Марс», заводов патронного, бывшего «Комета» и других. Обладатель самой большой в Ульяновске коллекции матрёшек.

- Нельзя изменить что-то, если ты не обладаешь рычагами власти. Вот власть сейчас говорит о создании разных общественных советов, которые надо заставить (!) работать, а в этом нет никакого смысла. Заставлять работать надо чиновников.

- Вы плотно изучали материалы о местных председателях горисполкома с 1918 по 2005 год. Так какова роль номенклатуры в истории конкретного города?

- До революции было абсолютно понятно, с именем какого градоначальника связаны те или иные изменения в жизни Симбирска. В книге историка-краеведа Мартынова всё это есть, вплоть до деталей. А после революции вообще не было документов, по которым можно было бы судить о роли конкретного представителя власти. Личности нет, одни коллективные решения.

Императора не спросили

- Чиновники прислушиваются к краеведам, когда планируют какие-то культурно-исторические проекты?

- Прислушиваются, если это совпадает с их планами и взглядами. А если нет, то и нет. Например, повесили аншлаги с указанием старых названий улиц. На улице Гагарина почти на каждом углу: «бывшая Мало-Казанская». Хотя раньше эта улица называлась Ново-Казанской. Мало-Казанской была улица Красногвардейская. Куда я только ни писал - бесполезно. Но если мы за историческую память, то исправить ошибку надо, чтобы не было противоречия со старыми симбирскими планами и путаницы в головах. А если нет, то тогда зачем нам старые названия  улиц в принципе?

Как минимум, дважды в день у меня портится настроение, когда я проезжаю по старому мосту через Волгу, который  вдруг назвали Императорским. Во-первых, от моста, построенного в 1916 году, теперь мало что осталось. Во-вторых, император Николай II, который в то время правил, не имеет к нему никакого отношения.  Были в дореволюционной России императорские мосты, но губернаторы добивались Высочайшего соизволения на то.

Спор о роли власти в истории? Вячеслав Ильин (справа) с коллегой Антоном Шабалкиным.Фото: АиФ / Из архива редакции

И потом - присваивать мосту Свободы, названному так в 1917 или 1918 году, имя «Императорский» - это историческое беспамятство. Тут можно подозревать только тягу к красоте идеи: построили новый мост, на открытие которого приехал президент, и назвали его Президентским. А старый - для баланса Императорским. Вроде увековечили преемственность. Но как ещё на эту преемственность посмотреть. Если я плыву вверх по течению, то проплываю Императорский мост и приплываю к Президентскому, то есть двигаюсь от монархических идей к парламентским. А если наоборот?.. 

- Сейчас уже мало кто помнит, что все пролёты старого моста 1916-го года заменены. У вас же была идея сохранить последний?

- Когда снимали последний пролёт, я много его фотографировал с разных ракурсов. Технически это было совершенное изделие. Когда проезжаешь по мосту, всё мелькает, ничего не понятно, но вблизи ажурное переплетение его деталей завораживает. Железнодорожники были готовы транспортировать пролёт к берегу без особых затрат для города. Но никто во власти этим не заинтересовался, и  последний пролёт отправили на переплавку. А использовать его можно было и как музей мостостроения, и как смотровую площадку, и  как кафе, да как угодно, если уж у нас так хотят развивать туризм.

Фото: АиФ / Из архива редакции

Уходящая натура

- Обещают, что в Ульяновск будет приезжать миллион туристов в год. А когда построят Музей СССР, то и того больше…

- Если созданием Музея СССР будут руководить галеристы типа Марата Гельмана, то никаких денег не хватит на этот проект.   Такой музей можно сделать своими силами и делать нужно быстрее, потому что натура уходит. В Казани на улице Университетской есть Музей социалистического быта. Это тоже Музей СССР, там тоже создаётся дух эпохи.

- Какие объекты в Ульяновске, на ваш взгляд, можно было бы использовать для привлечения туристов, но их не используют?

- В Ульяновске есть уникальный Музей гражданской авиации. Еще живы люди, которые могут рассказать о каждом самолете какие-то интересные вещи. Сколько говорят, что всё это надо использовать, развивать, но на деле - ничего. У нас на подъезде к Сенгилею висит растяжка, что это блинная столица. Тогда почему на всех въездах в Ульяновск нет щитов с информацией, что на территории города работает своего рода единственный в России музей гражданской авиации?

Дальше: мы живем на Волге, но у нас нет интересных программ для туристов, связанных с рекой. Или взять разрез Милановского в районе нового моста. На его отвесной стенке  - целая геологическая летопись. Люди туда едут, потому что место интересное, но никто ведь не рассматривает его как возможный объект туристической инфраструктуры.

Почти ван Гог. Фото: АиФ / Из архива редакции

- А с краеведческой точки зрения Симбирск-Ульяновск может быть интересен туристам?

- По большому счету, Симбирск был обычным провинциальным городом. Чтобы пройти по его улицам и увидеть самое интересное приезжему, не знакомому с историей города,  достаточно полутора часов. Но если на улицах города создавать визуальные образы старых объектов, вписанных в современную среду, размещать исторические справки, то будет складываться впечатление, что у города интересное историческое наследие. Людям всегда интересно сопоставление «было – стало». В Казани сейчас открылась выставка «Казань, которой уже нет». Дата – 2002 год. Всего 12 лет прошло, а казанцы уже сделали такую выставку, и она пользуется большим спросом.

- Если так, то мы утратили как минимум два города – Симбирск и Ульяновск до большой стройки к ленинскому столетию.

- Изменения  городской среды надо фиксировать постоянно. Из всех председателей Горисполкома, с которыми я общался, только Георгий Дмитриевич Курнаков в шестидесятые годы выступил с очень грамотной краеведческой инициативой. Он попросил кого-то из студии кинохроники отснять виды Ульяновска до большой стройки, которая началась к Ленинскому столетию. Киногруппа прошлась по всем улицам. Когда Курнаков оставлял свой пост, эта плёнка  еще находилась в здании Горисполкома на улице Гимова. А потом исчезла, неизвестно куда. Если бы её найти, мы бы получили уникальный краеведческий материал.

Большая экскурсия

- Вы сейчас работаете над книгой, в основе которой как раз это сопоставление «было-стало».

- Да, это книга об ульяновских улицах. По каждой мы проходим как экскурсоводы,от начала до конца и рассказываем, как эта улица называлась раньше, как переименовывалась, какие объекты на ней были, какие есть, кто из выдающихся людей здесь жил. Сейчас в Ульяновске числится 858 улиц, переулков и прочее, а общее число наименований всех элементов городской инфраструктуры достигло 1737. Например, только у улицы Минаева 11 наименований по разным участкам в разное время – Баранья Слободка, Солдатская, Театральная, Минаевская, Володарского, Максима Горького и так далее.

В книге будет информация не только о существующих улицах, но и переименованных, исчезнувших, неофициальных....

- Неофициальных?

- Они существовали в обиходе, хотя в официальных планах их нет.  Например, улица Вшивая была на Тутях, в Подгорье и в Заволжье. Репортёр «Симбирских губернских ведомостей» тогда писал: священник такой-то, проходя по Вшивой улице, увидел…. 

Карты старые и современные должны быть обязательно включены в книгу, чтобы было понятно, как менялся город.Плюс фотографии, старые открытки, всё, что есть…

- Получается, что вы собираете в одну книгу историю практически всего города? Но ведь это огромная работа.

- Да, мне интересен город в целом с его взаимосвязями историческими, хронологическими, человеческими. Спасибо коллегам, которые мне помогают, - Ольге Алексеевне Свешниковой, Антону Юрьевичу Шабалкину, Ивану Эдуардовичу Сивоплясу, и, конечно, работникам областного и городского архивов.

У меня уже готово 800 страниц формата А-4, а я прошел только 30 или 40% улиц. Улицы, как и люди, очень разные. Чтобы рассказать об одной, достаточно абзаца, а на другую уходит до 30 листов…

Фото: АиФ / Из архива редакции

- Как вы думаете, власть заинтересуется этим проектом?

- Я сейчас ни о чём таком не думаю, просто работаю и рассчитываю, прежде всего, на себя.

                                                                                    * * *

В это сложно поверить, но 17 июля Вячеславу Николаевичу Ильину исполняется 70 лет. Редакция «АиФ в Ульяновске» поздравляет неугомонного краеведа, желает ему крепкого здоровья и много-много интересной работы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах