Итак, «Боинг», что называется сдулся. Как ни стремились отечественные авиаперевозчики оседлать преимущественно импортную технику, политическая ситуация последних лет, похоже, ставит на такой политике жирный крест. И тут уж «хошь-не хошь», а приходится возрождать авиапром собственными силами.
А куда деваться-то?
Казалось бы, флагман ульяновской индустрии «Авиастар-СП» должен бы немедля воспрянуть, поскольку «неожиданно» возникла жизненная необходимость строить русские самолёты по российским технологиям и на территории государства Российского. Но особого стремления «оседлать волну» со стороны местных чиновников и авиастроителей как-то не слишком заметно. Может, она есть, но обществу это пока не видно.
Получается, что все надежда возлагаются на контракт с министерством обороны? Напомним, что в своё время было заказано 39 военно-транспортных самолётов, первый из которых оторвался от земли в октябре 2012 года, а на темпы ежегодного выпуска в три самолёта предприятие вышло к 2015 году.
Что касается пассажирских самолётов, то ещё несколько лет назад должностные лица Минпромторга РФ делали заявления, что «возобновление серийного выпуска самолетов линейки Ту204/214 коснется только Казанского авиационного завода», а ульяновскому предприятию в лучшем случае удастся лишь завершить строительство «нескольких самолетов Ту204, оставшихся в заделе «Авистара-СП». Впрочем, всё это утверждалось лет пять назад, а сейчас обстоятельства радикально изменились. И хотя стапеля для сборки ТУ успели демонтировать, в новых условиях едва ли было бы позволительно допустить, чтобы уже собранные фюзеляжи, находящиеся в разной степени готовности, были пущены на слом. И косвенным подтверждением тому, что возобновление производства ТУ в принципе возможно, служит тот факт, что 2 августа в воздух поднялся самолёт Ту-204-300, который несколько лет провёл в заводских цехах «на модернизации». Новым хозяином воздушного судна, оборудованного теперь VIP-салоном, станет госкомпания «Рособоронэкспорт».
Мечтать не вредно!
Управляющий директор компании «Авиастар-СП» Сергей Шереметов, кстати, недавно заявил, что «в связи с наращиванием объёмов производства в 2022 году предприятию требуются более 1200 новых рабочих, которые будут задействованы в основном производственном процессе по строительству самолётов…». Куда будет наращиваться производство – пока широкой общественности неизвестно. То ли число выпускаемых в год ИЛов возрастёт, то ли ТУ-204-300 всё-таки вернётся на стапели, то ли… В минувшие годы нередко поднимался вопрос о возобновлении производства в Ульяновске тяжелых транспортников Ан-124 «Руслан», и вся загвоздка состояла в невозможности договориться с о сотрудничестве с украинским КБ Антонова. Но сейчас, похоже, необходимость договариваться отпала. Да и раньше звучали голоса, призывающие начать выпуск того же самолёта под другим «брендом». Впрочем, может быть, это только мечты? Но мечтать не вредно! Вредно не мечтать…