Отечественный автопром переживает санкционные времена. Для Ульяновской области, где в этой сфере занято около 400 производств и 22 тысячи человек, ситуация более чем серьёзная: иностранные компании одна за другой сообщают о приостановке деятельности локализованных на территории региона предприятий, а то и полном уходе с российского рынка, местные производители в условиях санкций вынуждены искать новых заказчиков, обходиться без импортных комплектующих и решать массу других проблем.
Как им это удается?
Иногда они уходят
Японский концерн «Бриджстоун», специализирующийся на выпуске автомобильных шин, свою производственную деятельность в Ульяновске приостановил ещё 18 марта, посчитав, что из-за перебоев в логистике и поставках, а также нестабильного курса валют продолжить нормальную работу в России будет для него затруднительно. Впрочем, о закрытии предприятия, где трудятся около 1100 человек, тоже пока речь не идёт.
«Компания продолжает оказывать финансовую поддержку своим сотрудникам, выплачивая заработную плату в полном объеме и cохраняя все программы льгот и компенсаций для сотрудников, - сообщила менеджер по связям с общественностью Bridgestone в России и СНГ Людмила Харчева. - В текущих условиях ужесточения санкций и, как следствие, значительных сложностей в цепочке поставок компания внимательно отслеживает ситуацию и рассматривает варианты, предполагающие долгосрочное решение для бизнеса, партнеров и сотрудников».
Не самой приятной новостью для производителей комплектующих стал уход из России французской корпорации «Рено». Автомобили популярного бренда долгое время собирались на АвтоВАЗе в Тольятти, и на этот конвейер работали 19 предприятий из нашего региона. Среди них – завод по производству автокресел турецкой компании «Мартур».
21 июня на заседании штаба по комплексному развитию региона губернатор Алексей Русских сообщил о планах компании закрыть своё ульяновское предприятие и полностью уйти из России. Стало ли такое решение неожиданным? Едва ли – завод не работал уже с февраля, а триста его сотрудников всё это время находились в корпоративном отпуске. Понятно, что в сложившейся ситуации одним производителем автокресел дело не закончится – так или иначе пострадают все предприятия, задействованные в выпуске «Рено» и работающие на АвтоВАЗ в целом. К слову, в условиях санкций, приведших к проблемам с поставками сырья и комплектующих, многие из них свою деятельность были вынуждены приостановить. Большинство таких производств находится в Димитровграде.
Поводы для оптимизма
Как будет развиваться ситуация дальше, неизвестно, но поводы для осторожного оптимизма есть. 23 июня стало известно, что тольяттинский автогигант намерен в 2023 году выпустить 500 тысяч автомобилей, и в текущих экономических условиях основную ставку предприятие делает на замещение импортных автокомпонентов отечественными, а также развитие технической, научной и производственной кооперации с российскими производителями.
По словам председателя правительства региона Владимира Разумкова, нашим предприятиям есть, что предложить.
«Уже сейчас на модель «Лада Гранта» наши предприятия готовы поставлять светотехнику (компания «Автосвет»), зеркала («Призма»), детали подвески и кузова, узлы замковой группы (ДААЗ), - отметил глава кабмина. - На модель «Лада Ларгус» разработан комплект оснастки для производства стоек амортизаторов («Шток-Авто»), производитель готов к серийным поставкам. Помимо этого ульяновские компании могут предложить поставку уже освоенных компонентов для «Нивы» и принять участие в модернизации модели».
Будут проще
Флагмана ульяновского автомобилестроения – ООО «УАЗ» – западные санкции тоже коснулись. Уход из России компании Bosch, поставлявшей антиблокировочную систему тормозов (ABS), заставил предприятие перейти на выпуск «Патриотов» и «буханок» с упрощённой комплектацией – без ABS. Это стало возможным после выхода в свет постановления правительства РФ, которое упростило требования по сертификации новых автомобилей в части экологического класса (вместо двигателей «Евро-5» теперь допускается «Евро-0») и некоторых систем безопасности (речь о подушках безопасности, аппаратуре «ЭРА-ГЛОНАСС», ABS и системе курсовой стабилизации).
К слову, на прошлой неделе в руководящем составе «Соллерс Авто», в структуру которого входит УАЗ, произошли изменения. Председатель совета директоров автоконцерна Вадим Швецов продал контрольный пакет компании топ-менеджерам холдинга. Новая стратегия развития предприятия станет известна позже.