Эти и другие финансовые показатели, а также их аналитическая оценка, были озвучены 27 марта участниками заседания расширенной коллегии Министерства финансов региона.
Как он пополнялся
Специалисты – участники коллегии, охарактеризовали основные параметры исполнения консолидированного бюджета Ульяновской области за 2012 год. Его доходы составили – 41 млрд 874,5 млн рублей, расходы – 46 млрд 411,7 млн рублей. Общий объём безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет области составил 11 млрд 523,3 млн рублей.
- С 2005 года общий объём доходов консолидированного бюджета вырос с 14 до 42 млрд рублей, то есть в три раза. Налоговые и неналоговые доходы за это период выросли тоже в три раза - до 30 млрд рублей. Стабильное исполнение бюджета в 2012 году позволило нарастить статьи казны как за счёт дополнительно полученной финансовой помощи из федерального центра, так и за счёт собственных доходов, - отметила зампредседателя правительства Ульяновской области Татьяна Дейкун.
Оценивая итоги 2012 года, министр финансов региона Ольга Максимушкина подчеркнула, что основные задачи бюджетной и налоговой политики, намеченные на этот год, выполнены.
- Это достигнуто благодаря консолидации усилий всех участников бюджетного процесса. Так, для решения одной из первоочередных задач бюджетной политики региона - сохранения и развития доходного потенциала - была выстроена эффективная система работы между отраслевыми ведомствами, рабочими группами и крупнейшими предприятиями-налогоплательщиками, - отметила региональный министр финансов.
Выполнение дополнительно принятых обязательств по увеличению доходов в 2012 году в консолидированный бюджет области составило 2,3 млрд рублей. Это на 47,2% выше запланированного в начале года.
Об успешном выполнении бюджета-2012 заявил и участвующий в работе коллегии эксперт Анатолий Лапин, заведующий кафедрой экономического анализа государственного управления УлГУ, д.э.н., член общественного совета при министерстве финансов Ульяновской области.
- В целом, я считаю, бюджет выполнен по большинству показателей – индикаторов эффективности, которые были утверждены… Единственное, на что мы обратили внимание – на некоторый недобор по акцизам. Это связано с ограничениями в алкогольном обороте. Все социальные расходы выполнены, отфинансированы в полном объеме.
Расходы: зарплата, образование и «социалка»
Традиционно основная доля расходов была направлена на оплату труда (31%), остальное - на социальное обеспечение (18%), капитальные вложения (8%), безвозмездные перечисления (без учёта зарплаты) государственным и муниципальным предприятиям (14%), содержание имущества (6%).
Бюджет 2012 года сохранил характерную для нашего региона социальную направленность. На социальные отрасли (образование, здравоохранение, соцзащиту, спорт и культуру) в 2012 году были направлены 71% всех расходов, то есть 32 млрд 379,8 млн рублей. Это на 17,4% выше показателей 2011 года.
Рост расходов на социальную сферу обусловлен увеличением средств, выделенных на финансирование образования и здравоохранения.
В образовании втрое возросли расходы на модернизацию (607 млн рублей). Значительно повлияло на рост расходов повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Для достижения установленных параметров из бюджета на эти цели было выделено дополнительно 910,8 млн рублей.
Бюджет развития
Социальная направленность бюджета-2012 никоим образом не отменила определенных «вливаний» в реальный сектор экономики.
- Особенностью исполнения бюджета в 2012 году является также то, что возросли расходы бюджета на дорожное хозяйство и реальный сектор экономики Ульяновской области. Они составили 6 млрд 189,8 млн рублей, то есть возросли на 20,7%. В большей степени этому способствовало создание областного дорожного фонда, - пояснила Ольга Максимушкина.
На поддержку сельского хозяйства из областного бюджета было направлено 734,8 млн рублей. Это позволило привлечь более 1 млрд рублей из федерального центра в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2013 годы.
Около 30% расходов областного бюджета в 2012 году было направлено на оказание финансовой помощи муниципальным образованиям. Сумма этих средств возросла на 8,6% по сравнению с предыдущим периодом.
Как подчеркнула, подводя итоги заседания коллегии, Татьяна Дейкун, взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления и территориальных органов федеральной власти по увеличению доходной части консолидированного бюджета Ульяновской области необходимо продолжить.
- Дальнейшая реализация программы повышения эффективности бюджетных расходов, снижение объёмов финансовых нарушений и повышение ответственности должностных лиц за совершаемые нарушения позволит более качественно выполнять задачи, поставленные в Бюджетном послании президента России Владимира Путина. Необходимо также приложить все усилия для снижения просроченной кредиторской задолженности и не допускать ее образования в дальнейшем, - заключила заместитель председателя правительства.
Деньги любят не только счёт…
Финансисты и экономисты контролируют не только саму «циркуляцию» денежных потоков, но и эффективность работы этих средств.
- Мы сравнивали финансовые показатели с экономическими. Поступления в бюджет мы сопоставляли, например, с темпами роста оплаты труда, прибыли предприятий. Если где-то были расхождения, то выясняли причины и устраняли их. И эта работа дала свой положительный результат, в бюджет поступило дополнительно 2 млн. 300 тысяч рублей, хотя в начале 2012 года мы рассчитывали только на 1 млн. 400 тысяч. Это результат той работы, которая была организована во взаимодействии со всеми министерствами и ведомствами, структурами и налоговыми агентами, - сообщила Ольга Максимушкина.
Прошлый год стал очередным, показавшим правильность финансовой доктрины, выбранной регионом еще в 2005 году. Об этом сказал экономист из УлГУ д.э.н. Анатолий Лапин:
- Продолжается реструктуризация расходов бюджета в соответствии с программно-целевым подходом. На этот принцип финансирования мы переходим с 1 января 2013 года. Госпрограмма - это такой не совсем новый инструмент, но, тем не менее, отдельные особенности есть. Потому что туда включаются и областные целевые программы, и ведомственные целевые программы, и план мероприятий – такая «матрешка» получается. Это позволяет более предметно выделить ключевые направления, которые на сегодняшний момент важны. А сегодняшний результат - он заложен был еще в 2005-2006 годах, когда Ульяновская область, одна из немногих, вступила в программу реформирования межбюджетных отношений, - сказал эксперт.
По его словам, позитивная динамика, заданная исполнением прошлогоднего бюджета, сохраняется и сейчас. За январь-февраль 2013 года темп поступления доходов в консолидированный бюджет Ульяновской области сохраняет довольно высокий темп.