Примерное время чтения: 7 минут
910

Робин Гуд из Соловца

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ - Ульяновск 42 26/10/2016
К сожалению, подлинных фотографий разбойников с Марковой горы не сохранилось, так что приходится пользоваться реконструкцией.
К сожалению, подлинных фотографий разбойников с Марковой горы не сохранилось, так что приходится пользоваться реконструкцией. / Коллаж Сергея Юрьева / АиФ

Расскажите, пожалуйста, про разбойника Марка и названную, вроде в его честь, гору в Новоспасском районе. Говорят, что Пушкин, когда проезжал в Оренбург, услышал эту легенду про благородного симбирского Робин Гуда и образ Владимира Дубровского списал с него. Правда ли, что скоро в Новоспасском построят центр с радоновыми водами, как раз выходящими из Марковой горы?

Икрам Абдуллович, Марьевка, Новоспасский район

О разбойничьих кладах, что до сих пор скрывает симбирская земля, сложено множество баек и страшилок. В основном, их связывают с именами Стеньки Разина и легендарного Кудеяра. До сих пор зарытые в земле сокровища не дают покоя местным кладоискателям, однако передаётся из поколения в поколение история об одном кладе, который никто не ищет. Почему? Да просто легенда, с ним связанная, утверждает, что он давным-давно найден и пущен в дело…

Маркова гора

маркова гора
 

Оказывается, был среди местных разбойников один, который прославился не столько лихостью и свирепым нравом, сколько добротой и щедростью. Как известно, посёлок Соловцово (ныне Новоспасское) был основан в середине XVIII века (местные краеведы называют 1740—1750 гг.), на пересечении двух трактов, один из которых вёл до самой Москвы, а другой – в сторону Оренбурга. Разумеется, обозы с товарами двигались по ним постоянно, а местность вокруг была лесистая. И было бы странно, если бы в такой глухомани не завелись разбойники. И вот на расположенной неподалёку от пересечения трактов горе, покрытой тогда непролазной чащей, обосновался с ватагой некий Марк, который, как гласит легенда, был беглым – то ли солдатом, то ли каторжанином. Проживал он с товарищами в землянках, подстерегая проезжие купеческие обозы, отбирая у торговцев деньги и товары. Разумеется, купцов это вовсе не радовало, и они постоянно обращались к властям, чтоб те изловили разбойников. Однако власти реагировали слабо: присылали в посёлок жандармов, но те, зная, что разбойники имеют явное численное превосходство, опасались заходить в глубь леса. А когда решили взяться за дело всерьёз и прислали роту солдат из Симбирска, Марка и его сотоварищей уже и след простыл. Так что солдаты обнаружили лишь пустые землянки и брошенную нехитрую утварь. Пещера и поныне сохранилась в приземистой горе, однако из-за ветхости входить в неё слишком опасно.

Говорят, разбойничьи землянки ещё долго служили убежищем для бродяг, беглых, нищих и обездоленных людей. Так что Марк, даже исчезнув, успел сделать доброе дело. О том, что ожидается крупная карательная операция, его явно предупредили жители Новоспасского, у которых он пользовался огромным авторитетом – причём не из страха, а из уважения и признательности за ту помощь, которую разбойник регулярно оказывал селянам.

Легенды о добрых делах

ЛЕГЕНДА №1. Однажды в Маловке в страдную пору случился большой пожар, в котором сгорело полдеревни. Когда крестьяне добежали до своих домов с полей, спасать было уже нечего. Погорельцы просидели всю ночь на пепелище, оплакивая погибшее имущество, а едва начало рассветать, к ним подошёл какой-то человек, раздал всем деньги, которых хватило бы, чтобы отстроиться заново. Не успели крестьяне опомниться, как человек тот исчез. Люди, конечно, поняли, от кого пришла помощь – никому, кроме Марка, до них дела не было… И все жители деревни долго молились, что Господь послал им такого человека.

ЛЕГЕНДА №2. Марк частенько бывал на ярмарках, которые проходили в Новоспасском, и местные жители охотно делились с ним местными новостями. Нередко крестьяне, у которых лошадь пала или корова, находили по утрам деньги на подоконнике или крыльце своей избы.

ЛЕГЕНДА №3. Марк наказывал жестоких помещиков и их подручных. Помещица, имевшая усадьбу в селе Голодяевка, прославилась на всю Россию особо свирепым нравом, жестоко наказывая крестьян за малейшую провинность. Однажды шестилетняя девочка пасла гусей, и те пощипали барский цветник. Барыня приказала привязать девочку к столбу возле навозной кучи. Девочка изнывала от жары, мухи тучами садились на лицо, руки и ноги. Вскоре всё её тело было покрыто язвами, но исправник, совершавший наказание, не спешил её отвязывать и плетью отгонял всякого, кто пытался это сделать. А через несколько дней тот исправник пропал. Нашли его только через несколько дней в лесу у дороги голым, привязанным к дереву и с кляпом во рту. Его также, как и недавнюю жертву, искусали комары и мухи.

ЛЕГЕНДА №4. Доподлинно известно, что далеко не всю свою добычу Марк раздавал бедным и обездоленным. Об этом свидетельствует история любви одной женщины – Евдокии Хвостушкиной, вдовы, воспитывавшей двоих сыновей. Она удивила односельчан, будучи вдовствующей женщиной, неожиданно для всех родила дочь, отказываясь называть любопытным соседям имя её отца. Вдовушка назвала дочь Марьей, и та выросла красавицей, на которую заглядывались местные парни. Однажды к местному барину приехали гости, один из них увидел Марию. Он был настолько поражен её красотой, что пришёл свататься за крепостную. Девушке он тоже понравился, но мать заявила, что милости от барина им не надо, сказала, что сама выкупит дочь из крепостной зависимости и даст ей богатое приданое. Передавая дочери сундук с золотом и украшениями, мать сказала: «Это всё твоё. Это от отца». Тех денег хватило, чтобы выкупить не только дочку, но и всю семью. Потом Хвостушкины переехали в Москву, где сыновья купили дома, обзавелись хозяйством и занялись торговлей.

О Новоспасской земле

Какова была дальнейшая судьба благородного разбойника Марка – история умалчивает. А вот сокровища в местной земле есть и сейчас. Из её недр добывают нефть, горючие сланцы, фосфориты, торф, мел, глины, кварцевый песок.

Достопримечательности Новоспасского района – это удивительные рисунки ландшафта со множеством сокровищ внутри. У села Марьевка на обрывистых береговых стенах видны пласты залежей горючих сланцев. Уникальность местному рельефу придаёт живописный балочный комплекс с многоэтажными геологическими обнажениями. Богатство почвы порождает богатство фауны. На небольшом участке легко встретить редких птиц: конька полевого, клинтуха, кулика-сороку. А красавец солнечный орел издавна считается настоящим символом области.

Здесь же, в окрестностях села Репьёвка, обнаружено месторождение радоновых вод, которые применяются для лечения многих заболеваний. Местная власть согласно плану инвестиционного развития района планирует создать Центр восстановительной медицины. Кто знает, может быть, через несколько лет эта местность прославится как второй Кисловодск или третий Баден-Баден… Как говорится, главное сокровище – это здоровье…

Кстати

Подтверждения у краеведов, что благородный разбойник Марк явился прототипом Владимира Дубровского в одноимённой повести Пушкина, мы не нашли. Но и опровержения тоже. Биографы Александра Сергеевича утверждают, что за основу сюжета повести Пушкин взял действительное событие. Московский друг поэта Павел Войнович Нащокин рассказал Пушкину о мелкопоместном белорусском дворянине Островском, который был вытеснен богатым соседом-помещиком из своего имения и стал грабить на дорогах вместе со своими крестьянами. Бунтарей поймали. Нащокин видел Островского уже в остроге. Пушкина поразил рассказ друга. Вскоре после их разговора, в 1832 году, поэт решает писать роман и первоначально даёт ему название «Островский». Потом, видимо не желая лишний раз оглашать имя сосланного и пострадавшего дворянина, Пушкин заменил Островского на Дубровского.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах