К проекту «Триумф Победы», задуманным областным управлением ЗАГСа , «АиФ» присоединился с самого начала. Мы навещаем ветеранов не только по случаю юбилея Победы, но и чествуем их семейные подвиги: супружеские пары, прожившие по 50, 60, 70 лет, заслуживают искреннего восхищения.
Это необходимо, прежде всего, нам самим, считает начальник управления ЗАГС Ульяновской области Татьяна Мурдасова: «Можно считать это пропагандистским ходом, но нынешним поколениям просто необходимо рассказывать о подвигах их дедушек и бабушек, о том, какую цену они заплатили за то, чтобы мы сейчас жили в свободной стране под мирным небом. По самым последним данным, осталось 1629 участников ВОВ, а с учётом их детей, внуков и правнуков число участников проекта увеличивается до цифры более чем 10 000 человек».
Сегодня мы расскажем о двух семьях из Чердаклинского района, которые являются ветеранами буквально во всех смыслах.
Иван-да-Марья
Иван Егорович и Мария Петровна Маёршины познакомились в возрасте Ромео и Джульетты, с той лишь разницей, что шекспировские герои покончили с собой ради любви, а наши герои ради этого победили саму смерть.
Они почти ровесники – ей 89, ему – 87. Знакомство свели в школе чердаклинского села Тургенево. Обычные дела – донести портфель, проводить домой, прогуляться рядышком по улице – со временем выросли в нечто гораздо большее: дружба одноклассников превратилась в крепкую любовь.
И всё бы хорошо, да вмешалась война. Первой на фронт – в начале 1944-го - ушла она, став телеграфисткой. Его призвали спустя три недели. Рассказывает дочь Маёршиных Лидия Ивановна: «Расставаясь, мама и папа поклялись друг другу в том, что, если им суждено будет выжить в той войне, они обязательно будут вместе. У теперешней молодёжи такие вещи, наверняка, вызовут снисходительную улыбку, мол, подумаешь, клятва, прямо как в кино. Тогда же подобными словами не бросались».
Так наших Ромео и Джульетту, - а лучше назовём их по-нашему Иван-да-Марья, - развела война – на долгие семь лет.
Чайка над Карпатами
На фронте её даже по имени редко звали – в силу специфики военной специальности. Редко кто величал молодую телеграфистку Машей – для всех она была «Чайкой», таков был её позывной. Собственно, она и выглядела, и вела себя под стать гордой птице: ничего не боялась, хотя и не рисковала собой понапрасну, помня о любимом и данной ему клятве. И казалось, сама смерть была в курсе того уговора, несколько раз чудом обходя стороной бесстрашную девушку: «А после одного случая я чуть ли не в чудо поверила, - вспоминает Мария Петровна. – Сидели мы с подругой моей неразлучной, Аней Зимкиной, несли службу, как прямо в наше помещение попал немецкий снаряд. Помню только самое страшное – как Анютку почти разорвало, убило на месте. А вот про себя ничего не помню. Очнулась уже в лазарете, но как туда попала и сколько пролежала там, до сих пор не ведаю».
В то же самое время Иван Маёршин истреблял бандеровцев в нескольких областях Западной Украины – Львовской, тернопольской, Ровненской, а также в Карпатах, где, как он говорит, было их основное гнездо. Семь долгих лет сокращал он поголовье «героев» из УПА. «Ну что рассказать об этом, - задумывается ветеран. - Зверствовали они, конечно, исключительно. Очень много своих же убивали. Хотя, конечно, основной их задачей было уничтожение красноармейцев и коммунистов. А дело-то, в общем, у нас было нехитрое, это если в целом. Бежит «бандера» – я за ним бегу, вот и вся наука, - улыбается Иван Егорович, но всё же добавляет. – Хитрые они были, гады. Мы, бывало, сутками лесные чащи шерстили – выковыривали их из схронов. Щупами протыкивали подозрительные с виду места, они здорово маскировались. Вообще первые 3-4 года было очень тяжело. Не знали их повадок. Потому и солдат наших погибло много именно от рук бандеровцев. Потом уж приноровились».
Нынешние события на Украине часто заставляют содрогаться видавшего виды ветерана. По его собственному признанию, глядя в телевизор, он чувствует, как неприятно поджимает сердце, настолько пугающе похожая ситуация встаёт перед глазами. А от давящей горечи иногда спасают полушутливые реплики внука: «Дед, что же ты не добил их! Опять они там шевыряются».
«Железная» парочка
Она вернулась домой в сорок пятом, он – на шесть лет позже, но оба – среди прочих наград – с медалью «За Победу над Германией». Всё это время Мария ждала своего Ивана. И он явился – как снег на голову: «Я тогда на «володарке» в Ульяновске работала буфетчицей, - говорит бабушка Маша. – Так Иван явился без предупреждения ко мне на работу, я чуть с ног не упала от неожиданности».
Впрочем, неожиданностей в их жизни больше особо и не было. Всё, что хотели – сделали. Почти сразу же поженились, 12 октября 1951 года. В будущем году справят 65 лет («железный» юбилей) совместной жизни. И какой жизни! Двое детей, пятеро внуков и семь правнуков, ни один из которых их не забывает. Стоит добавить, что в 1956-м они приняли в семью осиротевшего двоюродного брата Ивана Егоровича – Александра. Таким образом, у них стало двое Александров (родного сына зовут также); а чтоб не путать, одного кликали Сашкой, а другого – Шуркой. Большую семью кормили, работая в колхозе – от зари до зари.
Им не страшно было за себя. Никогда. Только за боевых товарищей, а потом - за детей и внуков. Потому и пожелания их понятны: «Дай вам Бог прожить так же и столько же, сколько мы».
Старше чем Победа
Семья Батушиных действительно старше главного праздника нашей страны. Если 70-летие Победы мы только готовимся встретить, то 70-летний юбилей свадьбы Ивана Ефремовича и Марии Степановны (опять Иван-да-Марья! – авт.) – уже свершившийся факт. Поженились они 23 февраля 1945 года и недавно отметили «благодатную» свадьбу. Впрочем, мы забегаем вперёд…
На войну Иван Батушин ушёл семнадцатилетним юношей в сорок втором со станции с красивым названием Ключики. Никогда раньше не уезжая из родного Николаевского района, ему довелось дойти до Курска, где гвардии лейтенант-артиллерист принял участие в эпохальной, переломной битве Великой Отечественной войны, получив там настолько тяжёлое ранение, что его комиссовали. Никогда ведь не угадаешь, где тебя заденет пулей или снарядом, даже если ты, как наш герой, ещё в школе тренировался рыть окопы, метал учебные гранаты и изучал стрелковое оружие. «Там, на Курской дуге, война открылась мне в самой полной мере, - делится впечатлениями Иван Ефремович. – Такой огневой мощи я ни до, ни после не видел. Это по праву – одна из величайших битв Великой Отечественной войны».
«Вы с честью прошли через тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны, проявили стойкость и мужество», - написал ветерану в своем послании Владимир Путин 70 лет спустя. А тогда война поставила крест на бойце. Что, однако, не повергло его в уныние. Батушин окончил учительские курсы и стал преподавать историю в школе села Прасковьино Николаевского района, а позже стал её завучем.
Своей новой профессии он, собственно, и обязан семейным счастьем, длящимся уже восьмой десяток лет! Вторую половинку – Марию Степановну – герой курской битвы встретил в тиши школьной учительской: она тоже педагог, учитель начальных классов. Супруги вместе работали в Николаевском районе, а в 80-х годах переехали в Чердаклы.
Отношение Ивана Ефремовича к любимой супруге можно выразить коротко и его же словами, сказанными полгода назад: «Вот я и дожил до своего 90-летия. И в этом я вижу непременную заслугу своей второй половинки – Марии Степановны. Если бы не она – не было бы троих замечательных детей, четверых внуков и пятерых правнуков, в которых мы видим достойное продолжение не только нашему роду, но и всем тем, кто не вернулся с полей жестоких сражений и ценою своих жизней защитил наш народ и все человечество от фашизма».