Слобода постепенно уступает место современному кварталу, оставляя нам в наследство свои удивительные предания.
Дословно
Анатолий Грылёв, президент Группы компаний «Смарт-Инвест»:
- Мы рады внести свой вклад в обустройство Ульяновска, а благодарность и улыбки новоселов для нас - лучший стимул к плодотворной работе. Уверены, что в наших силах сделать Ульяновск еще более уютным, комфортным и современным.
Шелковый рай «Тишайшего»
История названия «Туть» уходит к истокам истории самого города. Как известно, закладывали Симбирск при царе Алексее Михайловиче. Была у «Тишайшего» мечта разводить шелкопряда и производить собственный шёлк в России. Для этого по его повелению на просторах северной страны разбивали сады белой шелковицы (тутового дерева), листья которой шли на корм гусеницам. В Москве шелковица вымерзала, поэтому царь приказал насадить тутовые сады рядом с новым городом Симбирском, благо просторы там были необъятные.
Знаменитый симбирский краевед и историк Павел Любимович МАРТЫНОВ в своей книге «Город Симбирск за 250 лет его существования» (Симбирск, 1898г. ) писал, что по местному преданию на месте слободы (выселок) Туть в старину была большая тутовая роща, занимавшая чуть не все пространство между Волгой и Свиягой, а в роще недалеко от Волги стояло небольшое селение, жители которого занимались шелководством. Волжские разбойники разграбили селение и рощу всю вырубили, после чего жители «переехали» подальше от разбойников, на берег Свияги. А свое селение в память о тутовой роще назвали Туть. «По всей видимости в этом предании есть доля правды, - пишет историк, - так как в строельной книге города Симбирска есть указания, что в этой местности в XVII столетии действительно были тутовые сады».
По другой версии, симбирские тутовые сады пали жертвой не лихих людей, а русских морозов, и уже погибшую шелковицу порубили на дрова разинцы во время осады Симбирска.
Как далеко успело продвинуться тутовое дело в Симбирске, неизвестно. Приходно-расходные книги Симбирской приказной избы, в которых могла быть информация, сгорели. Известно только, что шелковицу сеяли семенами и привозили саженцы из Астрахани. Сад был огорожен, на его территории строились амбары для коконов, налаживалось производство.
Трижды Инвалидная
В начале XIX столетия на пустыре по правому берегу Свияги стали отводить земли отставным солдатам. Прослужив в армии 25 лет, они обзаводились семьями и селились здесь. Среди первых поселенцев было немало инвалидов Отечественной войны 1812 года, которым давали небольшие наделы - по две-три сотки земли. Это и определило удивительную топонимику слободы. Первую её улицу назвали Инвалидной. Вторую — Новой Инвалидной. Третью — снова Инвалидной. И чтобы не было путаницы, первую Инвалидную переименовали в Старую Инвалидную. Кроме того, в слободе было три поперечных Инвалидных переулка.
Но вот что примечательно: официальное название слободы – Инвалидная — люди не приняли и упорно называли её Тутью (или Тути): жило в памяти народной предание о временах, когда поднимались здесь удивительные тутовые сады. Постепенно это название закрепилось и в официальных городских документах.
Во второй половине XIX века Туть стала городской территорией. Материалы областного госархива свидетельствуют, что случилось это благодаря самому страшному и опустошительному в истории Симбирска пожару 1864 года. Для восстановления почти полностью выгоревшего города был составлен новый план, согласно которому южные границы Симбирска раздвинулись и включили себя Туть, а также части волжского склона. За южной городской чертой, где уже действовал небольшой чугунолитейный завод Андреева, отводилось место для новых предприятий. И вскоре севернее Тутей появился пивоваренный завод купца Сачкова.
Железнодорожная революция
В 1898 году в слободе произошла «революция». От Инзы до Симбирска протянули железнодорожную ветку, и рядом со слободой появилась станция «Симбирск-1» с каменным вокзалом, мастерскими и товарными складами. Железная дорога дала населению Тутей работу и стабильный доход. С этого начались «тутские» династии кочегаров, смазчиков, стрелочников... Жители с коммерческой жилкой открывали пекарни, трактиры, строили поблизости с вокзалом лавки и вели бойкую торговлю самым разнообразным товаром. Удаленность от города сопутствовала её успеху. Тогда же открылась чайная у Москалёва, пивная и мясная лавка у Широковой, хлебопекарня и большая лавка у Зулаева. Уже в советские времена небольшой, но добротный каменный магазин «тутские» любовно называли «У Зулаихи».
Железная дорога всколыхнула жизнь и слободы, и Симбирска в целом. С развитием торговли и промышленности сюда потянулись люди из других мест. Если за 15 последующих лет население Симбирска увеличилось более чем на 50%, то население Тутей - почти в четыре раза. Благодаря строительству железной дороги одна из улиц Инвалидных была переименована в Транспортную.
Имени водопровода
А в 1914 году Туть лишилась ещё одной улицы Инвалидной. Случилось это из-за водопровода. Симбирский водопровод, построенный в 1869-1871 годах на Свияжском пруду против улицы Покровской (сейчас — ул. Л. Толстого), был большой бедой для города. Из-за близости водоприемника к мельничной плотине, которая собирала городские нечистоты, в сети поступала отвратительная вода.
Зато в районе Тутей река была самой глубокой, а вода в ней - очень чистой. В апреле 1911 года на заседании городской управы решили строить в Симбирске электростанцию в районе Александровской площади (ныне пл. III Интернационала), а воду для водопроводной сети брать из Свияги за слободой Туть. Мощность нового свияжского водозабора составляла 6 тыс. куб. метров чистой воды в сутки, протяжённость сетей - 50 километров. Трубы протянули по улице Инвалидной, и она тут же была переименована в Водопроводную. Нет уж того водопровода, но название улицы сохранилось.
О жизни слободы Туть в разные времена написано немало очерков. Это была довольно обычная жизнь. Утром по гудку мужчины уходили на работу, по гудку же шли на обед и с обеда, вечером — домой. Женщины занимались хозяйством — держали птицу, многие — коров. Украшением дома был самовар. Жили скромно, иногда даже бедно. Краевед Вячеслав Ильин рассказывает, что была в слободе Туть, как и в Подгорье, и в Заволжье, своя неофициальная Вшивая улица. Из-за того, то она выбивалась в сторону Свияги отростком, её называли ещё Вшивый рукав. Стояло на той улице домов 15, не больше. Старожилы на вопрос о причудливом названии «отростка» только плечами пожимают: дескать, беднота там жила, как тут еще скажешь.
Новая страница
С годами на Тутях изменилось многое: вслед за улицами Инвалидными с её территории стали исчезать традиционные избы-пятистенки под тесовыми кровлями. Хотя кое-где еще и остались — унылые, покосившиеся, будто задавленные громоздкими коттеджами. Сейчас бывшая слобода обрастает новыми, иногда богатыми, постройками, но, увы, не обретает форм и содержания современного коттеджного посёлка. Разбитые дороги, разномастные заборы, из-за которых выглядывают дома самой причудливой архитектуры — все это не складывается в единый, стройный образ.
Зато северная часть бывших Тутей стремительно меняется. В 1989 году на Набережной Свияги началось строительство первого учебного корпуса филиала МГУ (позже — УлГУ). А через десять лет университет для возведения своих корпусов создал строительную компанию СМАРТ-ИНВЕСТ, которая уже в 2005 году сдала первые три жилых дома: два – по Университетской набережной и один – по улице Водопроводной. С этого начал претворяться в жизнь большой проект строительства на территории бывшей слободы современного университетского городка. Сегодня здесь возведено уже 14 жилых домов на 1207 квартир и студенческое общежитие. Магазины в шаговой доступности, детские площадки, тротуары, вымощенные плиткой, эспланада у Свияги со скамейками, спортивные объекты университета, открытые для свободного посещения – все на этой территории, вплоть до цветового решения зданий, устроено так, чтобы жизнь была удобной, комфортной и светлой.
Современный квартал постепенно прорастает внутрь старых Тутей, меняя их облик, а с ним – и образ жизни людей. Масштаб этих перемен можно отчасти сравнить с теми временами, когда дремучую жизнь слободы разбудил стук железнодорожных составов, и она наполнилась новым смыслом, ритмом и качеством.
* Реклама