Любопытные записи, характеризующие быт, нравы и обычаи жителей Тереньги начала прошлого века, обнаружил автор в церковной летописи. Датированы они 1909 годом и вызывают неподдельный интерес.
Столяр, калачник, портной работали на барыши
«Тереньгульский хлебопашец – часто в то же время и столяр или токарь, сапожник, портной, калачник, дворник и т. д. Но особенно развита здесь торговля. Каждый обыватель, как только завелось у него 10–20 рублей, скупает привозной лук, яблоки, муку, картофель – поднимает цены и получает барыши.
Земледелие ведётся кое-как. Не обманешь – не проживёшь и не купишь, вот принцип здешних торгашей.

Торгашество отзывается самым пагубным образом на народной нравственности. Четверть тереньгульцев ведёт кочевой образ жизни, пристраиваясь временно на разные работы в поволжских, кавказских и даже туркестанских городах. В родной торгашеской стихии тереньгулец чувствует себя прекрасно и уезжает с ярмарки последним. В Нижнем Новгороде живут по 2–3 недели.
Газету всякий треплет с удовольствием
В селе вечно толкает посторонний люд (середина между Симбирском и Сызранью). Хорошая книга в Тереньге совсем не в честь, а газету треплет всякий с удовольствием.
Старинный русский костюм отсюда изгнан без остатка, и все ревниво следят за модой. Приезжие портнихи завалены работой. Буквально все из кожи лезут вон, чтобы вырядиться моднее. Продадут последнюю корову, чтобы удовлетворить модные требования девки, которая «заневестилась».
Без модных тряпок и сватать не станут
Мужчины, даже пожилые, облеклись «рассудку вопреки и наперекор стихии» в узкие брюки, кургузые пиджаки, штиблеты и котелки.
Мало-мальски состоятельные обзавелись лисьими и енотовыми шубами, отказывая себе в самом необходимом, до снос-ного питания включительно.

Вырядившись барином, нахватавшись верхушек из якобы прогрессивных газет и листков, наслушавшись всякого вздора по ярмаркам, тереньгулец почувствовал себя на аршин выше, голову несет закинутой, полагая, что внешние атрибуты культурности дают ему право судить обо всем и вкривь и вкось. Нарядно одетый мужик требует и отношения к себе исключительного. Амбиции развиваются до болезненности, и даже патриархальным обращением на «ты» он уже оскорбляется.
Храм для показа костюма
Религия для большинства таких кажется чем-то третьестепенным, а обрядовая сторона – совсем не важной. Если храм и посещают, то больше в силу привычки. А главным образом для показа своих модных костюмов и в лучшем случае – послушать певчих…»

Вот такую характеристику дал нашим предкам церковный летописец. Да, не лыком они у нас были шиты! Более века прошло. Как вы считаете, многое изменилось с тех пор?