О своем отношении к этому нововведению нам рассказала заместитель Председателя Законодательного Собрания Ульяновской области Тамара Дмитриева.
АиФ: Тамара Александровна, чем, по вашему мнению, вызвано очередное повышение акцизов «на вредные привычки»?
ТД: Прежде всего, это показатель того, что Правительство России всерьез озабочено здоровьем населения и намерено бороться с социальными болезнями общества – пьянством и табакокурением. Из-за низкой цены на водку и сигареты пить и курить у нас начинают еще в школьном возрасте. К чему это приводит? По сведениям Роспотребнадзора, в России насчитывается более двух миллионов (!) алкоголиков, ежегодно из-за водки умирает до 80 тысяч человек, а от болезней, вызванных курением, каждые 10 секунд в мире умирает один человек.
АиФ: И каких можно ожидать результатов?
ТД: Повышение цены на водку даже на 10% уменьшит число людей, которые начинают ее употреблять в раннем возрасте. Водка и сигареты не должны быть дешевыми – ведь это не товары первой необходимости! А все циничные разглагольствования о том, что в случае повышения цен на эти изделия все кинутся варить самогон, а табачный рынок уйдет в тень – старые отговорки. В конце концов, это уже забота силовых ведомств. Если мы решили добиваться того, чтобы молодое поколение в стране росло здоровым нравственно и физически, мы должны быть последовательны в своих решениях. Не стоит уподобляться жене алкоголика, которая ругает мужа за пьянку, а сама по утрам бегает ему за опохмелкой.
АиФ: Значит, Минфин принял правильное решение?
ТД: На мой взгляд - да! Но нельзя ограничиваться только этими мерами. Нам необходимо срочно наводить порядок и в продаже пива – например, запретить торговлю пивом в уличных киосках и его рекламу на телевидении. Бутылка пива в последнее время превращена в своеобразный фетиш, неотъемлемый атрибут «продвинутого» современного молодого человека – этот образ усиленно пытаются нам навязать те, кто делает на этом деньги. Многие искренне считают, что слабоалкогольные напитки безвредны: «Я пью только пиво! Какой же я алкоголик!» – вот их позиция. Действительно, если вы идете по улице с бутылкой водки и отхлебываете из горлышка, вас назовут алкоголиком. А с бутылкой пива молодые мамы гуляют даже с детскими колясками и не видят в этом ничего зазорного.
АиФ: И в чем причина этого явления?
- А давайте вспомним - все началось с продвижения агрессивной рекламы, которая буквально заполонила телеэфир. Так продолжалось до 1 января 1996 года, когда вступил в силу закон «О рекламе», и водочно-табачные ролики исчезли с телеэкранов. Но реклама пива осталась и остается до сих пор. Вся загвоздка в том, что пиво, согласно российскому законодательству, к алкогольным напиткам не относится. Пиво – это пиво, его производство и оборот регулируются законом о пиве, которого… не существует. Именно запрет рекламы «тяжелого» алкоголя и разрешение пивной рекламы вывели российскую пивную отрасль в лидеры пищевой промышленности и сформировали сильное, влиятельное и весьма богатое пивное лобби.
АиФ: Как вы думаете, есть шансы преодолеть это сопротивление?
ТД: дА у нас нет выбора! Здоровье не купишь, а больная нация не может развиваться. Конечно, политика пивных компаний заключается в том, чтобы сохранить нынешнее положение дел на максимально длительный период. Но очень хотелось бы, чтобы власть на всех уровнях всерьез задумалась не о доходах, рублях, долларах и процентах, а о здоровье населения. И хочется, чтобы она задумалась об этом именно сегодня, а не завтра, - ведь завтра может быть поздно.