Гигантских размеров жаба на ходулях распевает про мезозой. Профессор Мезозой Динозаврович Кайнозойский уморительно рассказывает про ящеров – тёзок своего папы. Аммониты завлекающе танцуют. А синапсиды и ароморфозы живут своей размеренной жизнью – мирятся и ссорятся, забавно смущаются и радостно приветствуют друг друга. И всё живёт в ожидании появления Его.
Так в Ульяновске рождается уличный театр. Дети радостно реагируют. Взрослые периодически не могут сдержать смех. Короче, первый блин не комом. Добро пожаловать в мезозойскую эру.
Интересно же представить и посмотреть, что и как происходило десятки миллионов лет назад на территории современной Ульяновской области. Так что тему Анна Шишкина, актриса, режиссёр и фотохудожник из Санкт-Петербурга, больше известная в российской творческой тусовке как Матушка Медоуз, выбрала беспроигрышную. Хотя поначалу, когда ехала в Ульяновск, планировала темой уличного спектакля наследие Карамзина и «Историю государства Российского». Пока не посетила палеонтологический музей в Ундорах. Все эти живые организмы мезозойского периода, которые создатели будущего представления назовут «крячи», настолько впечатлили Анну, что новая идея эволюционировала, обретая «скелет» и форму моментально. Хотя и непросто.
Заветам «Лицедеев» верны
Уличный театр родом из Древней Греции (V век до нашей эры). В Россию в виде балаганов пожаловал поздно, на рубеже XVII–XVIII веков. А в современном виде знаком соотечественникам с 80-х годов прошлого столетия. Зато тогда ульяновцы старшего поколения увидели уличное представление одними из первых в стране. В середине 80-х на фестиваль советско-корейской дружбы приехали Вячеслав Полунин и его «Лицедеи». Изначально запланированная площадка для выступления в парке Свердлова показалась им мала. И устроив красочное импровизированное шествие по улицам города, «Лицедеи» остановились у бывшего кинотеатра «Рассвет».
А через восемь лет в Ленинграде Анна Шишкина (Скотникова) создала ныне известный далеко за пределами России «Уличный театр господина Пэжо». В короткое время он покорил зрителей Румынии, Франции, Норвегии и Польши, ярко сверкнул на Венецианском карнавале в Италии. А в начале 2025-го Матушка Медоуз приезжала делиться опытом с коллективом Ульяновского молодёжного театра имени Бориса Александрова, который и стал «застрельщиком» уличного театрального опыта нового времени.
Дно и днище
Тут всё по правилам и канонам жанра. Слегка гиперболизированная манера существования. Интерактив не без некоторой навязчивости даже. Широкая амплитуда – надо же всю улицу или площадь вовлечь. Всего чересчур и как будто бы специально через край.
Место для состоявшейся в минувшие выходные премьеры спектакля «Мезозой» выбрано символичное. Это как раз тот самый бывший парк Свердлова, а ныне «Владимирский сад», который 40 лет назад не глянулся питерским «Лицедеям».

Актёрам весело и радостно. Хотя их всё-таки другому театру четыре года учили – психологическому, по Станиславскому. И никуда им от этого не деться. Психологическая кокетливость желающей прикрыть внезапную наготу потерявшей «панцирь» аммонитки или, несмотря на накладной нос, трогательность и беззащитность профессора Кайнозойского заставляют буквально рыдать от смеха. Психологичность помогает яснее высветить и одну из главных сверхидей спектакля: развитие невозможно, если не стремиться выпрыгнуть из пассивного существования, со дна. С днища. Слова «дно» и «днище» за время спектакля повторяются не меньше десятка раз. Радостно смакуются и дидактично вбиваются в головы зрителей: поймите, мол, где вы, и начинайте развиваться. Иначе не случится кульминационная и судьбоносная встреча с плиозавром – проводником в мир высших млекопитающих. Концептуальное содержание в лихой и игровой форме.
Надувной шестиметровый Плиозавр Россикус, на доведение которого до кондиции уходит пять-шесть минут, выглядит как живой. Знакомится, взаимодействует, настойчиво хочет прижаться и поцеловать. В восторге не только юная публика.
Ради этого восторга питерская часть команды создателей спектакля не пожалела сил на яркие декорации, костюмы, визуальные и аудиоспецэффекты. Отдельный респект человеку-оркестру Евгению Красильникову, озвучивающему всё это действо: сопящему, кряхтящему, крякающему, кашляющему, вздыхающему, стонущему и иногда говорящему.
Движение вверх оценили палеонтологи
Актёры Данила Мельников, Евгения Тимченко, Максим Клюкин, Камила Подгорная, Софья Мякотина и другие в новом для себя материале уверенно чувствуют дно и ощущают себя своими в этом «окияне» чувств, эмоций, радости, шутовства и хулиганства. Благодаря создаваемой атмосфере и зрители в самой простой из форм уличного театра приобщаются к древнейшей истории.

После премьеры режиссёр спектакля Анна Шишкина признаётся, что хотелось найти для спектакля особенную идею, отличающую и самоидентифицирующую Ульяновск:
Это удивительное место, на которое три раза приходил океан. Из этого знания родилась наша фантазия, в которой отражена уникальность места, с одной стороны. С другой – общечеловеческая проблема стремления и движения вверх.

«Вы меня убейте, но уличный театр – самый честный театр, – написал в своём аккаунте режиссёр Молодёжного театра Алексей Храбсков-Вольный. – В нём невозможно обмануть. Это как «гамбургский счёт». Причём всегда. Был на Платоновском фестивале искусств в Воронеже. Здесь все честно: нравится – остался, не нравится – ушёл. Публика – это всегда Правда. Для актёра работа на улице – это всегда проверка на подлинность. Ты или пан, или пропал…»
На вопрос, будет ли этот экспериментальный спектакль в репертуаре театра на постоянной основе, Алексей коротко ответил, что да. Будут периодически играть его на улице, пока тепло. Например, 28 июня на Соборной площади в 17.00 в рамках празднования Дня молодёжи.