Областной краеведческий музей имени Гончарова создаёт на грантовые средства новую экспозицию. Проект «Подошли с умом. О науке в музее», подготовленный сотрудниками учреждения, стал одним из победителей конкурса «Музей 4.0» программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина. О том, что это за проект, и что нового он принесёт музею и его посетителям, нам рассказала его автор, заведующая отделом развития и туризма Ульяновского областного краеведческого музея Дарья Фомина.
Слово - учёным
С. Чернышова, ul.aif.ru: Дарья Александровна, что вдохновило вас и ваших коллег на подготовку проекта и какую идею вы в него заложили?
Д. Фомина: Выиграть этот конкурс мы мечтали давно, но сначала нам надо было определиться с вектором будущего проекта. Мы посмотрели разные вебинары, и один из них нас особенно зацепил. Посвящен он был проблеме науки в музее. Сегодня эта тема весьма актуальна, и не только для ульяновского краеведческого, но и для всех музеев страны. Дело в том, что музеи, как и другие учреждения культуры, сегодня превращаются по большей части в культурно-досуговые места. Изучение фондовых коллекций, написание научных статей, глубокая научная проработка выставок и экспозиций - все это отодвигается на второй план, силы и время уходят на подготовку акций, мероприятий, фестивалей и т.п. Научное сообщество понимает, что мы отходим от базового, фундаментального понятия музейной деятельности, и это не совсем правильно. Мы решили подготовить проект, который бы акцентировал внимание на этой проблеме и напомнил бы нам, сотрудникам краеведческого музея, что решать ее следует нам самим.
- И в чем же заключается его суть?
- Мы выбрали двух героев - это наши учёные, палеонтолог и археолог - и дали им высказаться, но не через научные статьи, которые читает достаточно узкий круг людей, и не через конференции, в которых участвуют специалисты. Здесь они высказываются так, чтобы их рассказ был максимально понятен широкой аудитории. И делают они это на основе экспозиции, обновленной на грантовые средства.
- А в связи с чем такой выбор – палеонтология, археология? Вам как орнитологу, наверняка, было бы интереснее сосредоточиться на птицах...
- Как орнитологу мне, конечно, очень хотелось начать преображение со второго зала, где у нас находятся пернатые, но как инициатор написания проекта я понимала, что грантовых денег - а это три миллиона рублей – на него не хватит. А вот первый зал, посвященный палеонтологии, как раз подходит: он по площади небольшой - порядка сорока квадратных метров, но за счет высоких потолков достаточно вместительный. Концепцию новой экспозиции музея мы проработали еще в 2019 году, а архитектор Олег Владимиров даже сделал для нас архитектурно-художественный проект. Иными словами, все было готово, но из-за отсутствия финансов воплотить задумки в жизнь не получалось. Поэтому, когда речь зашла об участии в конкурсе, мы решили - хотя бы этот зал на грантовые средства мы должны сделать. Если вы сейчас загляните в отдел природы, то обратите внимание - зал, где раньше стояли скелет пещерного медведя и столь любимая детьми палеонтологическая песочница, сегодня пустует. После ремонта мы оформим здесь новую экспозицию, которая языком палеонтологии и археологии расскажет посетителям о древнем мире и не только.
Увидеть шестиметрового Лусхана
- Приоткройте завесу тайны - расскажите, что будет представлять собой обновленный зал и будут ли там экспонаты, которые посетители увидят впервые.
- Работая над экспозицией, мы исходили из того, что именно здесь, в первом зале, посетители музея, среди которых много туристов, должны получить общие представления о регионе. Поэтому мы говорим здесь о климате, речной системе, рельефе, полезных ископаемых, потом переходим к знакомству с древним миром, а далее, в следующем зале - с современностью, ее фауной и флорой. У нас очень богатые палеонтологические коллекции, и в новой экспозиции мы сможем показать весьма любопытные экспонаты, среди них - скелет Лусхана - шестиметрового ящера-плиозавра Luskhan itilensis. Он настолько большой, что обычно мы показывали его частями - то череп выставим, то ласт. Посетители же обновленного зала увидят Лусхана целиком - как обитателя мезозойского моря, которое мы будем показывать. Напротив разместятся экспонаты, связанные с четвертичным периодом, когда жили мамонты и шерстистые носороги. Всё это мы постараемся представить в свете появившегося противодействия человека и животных, и этот конфликт мы обязательно обыграем.
И такой момент: к рассказу о самих экспонатах мы решили подойти не совсем стандартно - не просто донести до посетителей, что это за животное такое, когда и где оно обитало, но и рассказать, как люди находили и изучали его останки. Например, это будет фильм, где через профессию палеонтолога мы постараемся раскрыть детали изучения древнего мира. Для большей наглядности экземпляры, по которым специалисты проводили описание доисторических организмов (в науке их называют типовыми), мы постараемся ввести в экспозицию. Увидят посетители и палеонтологическую коллекцию Петра Языкова – известного геолога, старшего брата поэта Николая Языкова. Открыть обновлённый зал планируем весной 2024 года.
На урок – в музей
- Очень интересно, ждём с нетерпением. Скажите, а этот проект рассчитан на какую-то конкретную аудиторию или вообще на всех посетителей?
- Охватить в рамках одного проекта всё и вся достаточно трудно, если вообще возможно. У проекта «Подошли с умом. О науке в музее» есть целевая аудитория – это школьные группы. Так, с весны по ноябрь следующего года на базе обновлённой экспозиции будут проводиться уроки для школьников (это тоже предусмотрено проектом). Мы услышали запрос учителей, что им интереснее и важнее приводить ребят в музей не просто для расширения их кругозора, а для решения каких-то конкретных задач в рамках учебной программы. Мы договорились с ассоциацией учителей биологии и географии о совместной проработке уроков в музее. Они понимают: допустим, в шестом классе есть такая-то тема - её можно изучить в классе, но будет лучше, если этот урок пройдёт среди музейных экспонатов, и новые знания школьники получат на основе фондовых коллекций и рассказов специалистов. Палеонтолог Станислав Стрюков и археолог Марат Гисматулин - люди совершенно разные: Станислав более общительный и открытый, Марат – классический учёный, который живёт наукой. При этом оба они – блестящие специалисты, и наш музей ими очень гордится.
- Должно быть, в плане реализации проекта этот факт имеет отнюдь не последнее значение?
- Более того, работая над проектом, мы стараемся затронуть и такую важную для нас тему, как формирование личного бренда. Чтобы люди воспринимали наш музей как место, где можно получить подлинные краеведческие знания, они должны быть уверены - здесь работают настоящие профессионалы. Что для этого надо делать – рассказывать о таких людях и давать им слово. Проект, которым мы сейчас занимаемся, на это как раз и направлен. В перспективе же мы хотим вынести тему личного бренда музейного сотрудника и тему науки в музее на более широкое обсуждение в регионе и ПФО.
Готовы к диалогу
- Проект, насколько это мне видится, довольно-таки масштабный и разноплановый. Вы только своими, музейными, силами с ним справляетесь или у вас есть помощники?
- Наш главный помощник – это Благотворительный фонд Владимира Потанина. Он нас не бросает. Ведь как обычно с грантодателями бывает – вам перечисляют деньги и следят, чтобы всё было выполнено согласно календарному плану. В нашем случае всё по-другому: фонд не просто выделил средства, но и запустил программу сопровождения – мы можем запросить у него консультации профессионалов, а в случае необходимости эти профессионалы сами могут приехать к нам, чтобы что-то посоветовать или помочь в решении проблемы. Пока мы не начали строить экспозицию, мы попросили их посмотреть проект своим профессиональным взглядом, сделать нам какие-то замечания, указать на возможные ошибки… Это здорово, когда тебе дают советы специалисты такого уровня, мы готовы к ним прислушаться. Аналогичная история с формированием личных брендов – мы попросили научить нас, как они строятся, какие технологии можно использовать, чтобы музейный работник стал в глазах людей настоящим профессионалом. Сами-то мы понимаем, что мы профессионалы, но зачастую не можем об этом правильно рассказать. Это тоже целая наука, и ей нужно учиться.
Когда работали над экспозицией, привлекали и местных экспертов. Раскрыть археологическую тематику и придумать экспозиционные приёмы нам помогал археолог Александр Вискалин; когда дело дошло до поделочных камней, пригласили Владлену Натариус – она подсказала, как лучше эти камни представить, а также взяла на себя изготовление шлифов симбирцита разных оттенков. Ряд дельных советов по подготовке экспозиции дал палеонтолог Глеб Успенский. А вообще, у нас много экспертов, которых мы стараемся привлечь, чтобы экспозиция была для всех понятна и полезна.
Что ещё
Уроки и экскурсии – это ещё не всё, ради чего ульяновские школьники смогут в 2024 году посетить краеведческий музей. В детском лагере, который откроется летом, познавательных занятий будет немало, одно из них – создание мультфильма про эволюцию. Мультстудия в учреждении есть, юным мультипликатора останется нарисовать персонажей. Ну а самых маленьких посетителей, как и раньше, ждёт увлекательное времяпровождение в палеонтологической песочнице. Сейчас её перенесли в другое помещение, но после обновления экспозиции она вернётся в малый зал.