Многие поставленные ей спектакли не только стали лауреатами различных театральных фестивалей, на них, практически, воспитывалось несколько поколений ульяновцев. Но такова доля режиссера - вкладывать в постановку всю силу таланта, но при этом оставаться за кулисами. Мы попытались немного «приоткрыть занавес»…
Учиться, учиться и учиться…
Я родилась в 1947 году в городе Горьком, - рассказывает Людмила Михайловна, -отец, вывший военный авиатехник, работал на автозаводе, а мама занималась воспитанием детей - их в семье было четверо, сын и три дочери. Мой путь в искусство начался еще в школе - участвовала в самодеятельности, читала стихи, прозу, занималась в танцевальном коллективе. После окончания восьмилетки в 1962 году поступи-За 40 лет Гаврилова поставила более 150 спектаклейла в Горьковское театральное училище. Правда, меня сначала привлекала карьера драматической актрисы, но набор на актерский факультет закончился, и я успела подать документы только на кукольное отделение. Первое время оставалась мысль перевестись на актерский факультет, но учеба так меня захватила, что вскоре я о ней забыла. В группе, где я училась, оказалось немало талантливых и интересных ребят и девчат, с которыми я быстро подружилась. У нас оказались педагоги высочайшего уровня, которые нам преподавали все - от светских манер до сценической речи - и тем самым просто влюбляли в профессию. Чего стоил хотя бы Георгий Еваровский, настоящий польский дворянин, прекрасный актер и талантливейший преподаватель.
Во время обучения у нас сложился коллектив и из пяти студентов, с которыми мы поставили спектакль «Вредный витамин» по пьесе Юрия Елисеева, главного режиссера Театра Сказки в Ленинграде, который был одним из наших педагогов. Я играла Петку, мальчишку, который выговаривал не все буквы.
И после окончания училища нас всех пятерых пригласили работать в Кишиневский кукольный театр «Лекурич» -вместе со спектаклем.
Делать то, чего никто не делал
Три года в Молдавии запомнились сплошными поездками по республике. Сейчас кажется, что в гостиничных номерах, где нас поселили, мы появлялись только для того, чтобы переодеться. Но уже тогда у меня появилось ощущение, что я могу нечто большее, чем просто сыграть свою роль. Уже воплощались на сцене многие мои придумки для различных спектаклей. И однажды, было это на гастролях в Волгограде, знающие люди мне посоветовали поступить в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, где как раз набирал себе курс Михаил Михайлович Королев, один из великих российских кукольников, людей того же масштаба, что и знаменитый Сергей Образцов. Конечно, соблазн был велик, я не стала ему сопротивляться и с 1969 года продолжила свое обучение. Пять лет пролетели, как одно мгновение, и в 1974 году меня направили в Красноярск - главным режиссером краевого кукольного театра. Это было время восторгов, стремления сделать то, чего до меня никто не делал. Однажды взяла на себя смелость написать инсценировку по повести Гоголя «Шинель» и поставить по ней спектакль. Правда, взрослый зритель не был приучен ходить самостоятельно в кукольные театры - только с детьми... Так что необходимо было сделать так, чтобы серьезная «взрослая» проза была близка подросткам и юношеству. В Красноярске я проработала с 1974 по 1978 год, а потом моего мужа, Юрия Копылова, перевели в Орел, и я, естественно, последовала за ним. В Орле театр пришлось создавать заново - практически не было ни репертуара, ни актеров. Но вскоре удалось собрать достойную труппу и за шесть лет поставить немало серьезных новаторских спектаклей. Особенно памятен первый кукольный мюзикл по мотивам произведений Козьмы Пруткова - «Столичный жених».
Наука сопереживать
Уже двадцать три года отдано Ульяновскому областному театру кукол. Сюда мы приехали по приглашению -Юрий Семенович принял драматический театр, а я - театр кукол.
Все эти годы стараюсь выстроить репертуар так, чтобы он был интересен детям разных возрастов, чтобы он приобщал их ко всему разумному и доброму. Среди наших авторов - Пушкин, Андерсен, Экзюпери, Бажов и другие классики литературы. Одним из самых удачных спектаклей считаю «Сказку о мертвой царевне» - он неоднократно становился лауреатом многих театральных фестивалей. А со «Сказкой о рыбаке и рыбке» мы ездили в Польшу, а потом меня пригласили поставить там спектакль на польском языке. Всего за сорок лет работы я поставила более полутора сотен спектаклей, и это очень приблизительное число. Были и есть драматические постановки в разных театрах страны. Наиболее дороги мне «Шинель», «Ящик Пандоры» по мотивам Фауста Гете…
А из последних работ - поставленный в Ульяновском драмтеатре спектакль «Муж-чины ее жизни» по пьесе Арнольда Бродичанского «Жизнь Эдит Пиаф».
Последняя работа в кукольном театре - спектакль «Жеребенок», поставленный по рассказу Михаила Шолохова к 60-летию Победы. После премьеры мы попросили наших юных зрителей написать нам о своих впечатлениях и получили множество добрых, трогательных писем. Дети писали, что им очень жаль главного героя, и лучше бы он увернулся от пуль, но как замечательно, что жеребенок не утонул. Кукольный спектакль способен пробудить самые светлые чувства даже в современных «компьютерных» детях. Постепенно действо захватывает их, заставляет сопереживать, не стесняясь, плакать и смеяться.
Поэтому я нисколько не жалею о своей «однообразной» жизни, которую посвятила одной профессии…