217

Кровавое преступление в театре. Макбет и его леди получили по заслугам

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ - Ульяновск 36 08/09/2021
Сергей ЮРЬЕВ / АиФ

В начале осени в Ульяновском областном театре драмы состоялась очередная премьера: 3 и 4 сентября давали шекспировского «Макбета» в версии нового главного режиссера театра Владимира Золотаря. Он же предложил и потрясающее музыкальное сопровождение спектакля.  «АиФ в Ульяновске» побывали на премьере на второй день показа и делятся своими впечатлениями.

Как всё случилось?

Собственно, данная постановка в планах театра стояла давно, однако некий злой рок долго мешал планы эти осуществить. Но эта классическая история о трагичном исходе безбрежной жажды власти и готовности пойти ради неё на самые жестокие кровавые преступления всё же дошла до ульяновского зрителя. Правда, по задумке режиссёра, в отличие от классического варианта, на этот раз всякая мистика была отодвинута на второй план. В роли шекспировских ведьм, сбивших героического воина и полководца с пути истинного, выступает коллективный монстр – средства массовой информации, которые на пресс-конференциях или в прямом эфире решают, кого наделить величием, а кого предать забвению.

Почему именно «Макбет» положил начало театральному сезону, объяснил сам Владимир Золотарь: «В моих планах вовсе не было стремления начинать сезон со столь мрачной ноты, со столь трагичного сюжета, но так получилось. Этот спектакль должен был выйти на сцену раньше, но по стечению различных обстоятельств пришлось премьеру несколько раз откладывать.  И мысль о том, что сама тема к началу сезона тяжеловата, я отогнал. В конце концов, она была бы точно так же тяжеловата и к концу сезона, и к его середине, который приходится на новогодние праздники. Тема, вроде, всегда не ко времени, но это не значит, что к ней не надо обращаться…»

Действительно, если вспомнить, что пьеса была написана Шекспиром более четырёхсот лет назад, а сами отражённые в ней события происходили ещё половиной тысячелетия ранее, вероятно, непросто было придать ей современное звучание. И то, что место всяческих колдовских заклятий заняли методы нынешних медиа-войн и PR-технологий наполняет старую пьесу новым смыслом. Но при этом не теряются и заложенные в ней Шекспиром вечные темы.

Так что, и по полям битв эпохи раннего средневековья, и по альковам знати постоянно бродит всепроникающая съёмочная группа. И только медиа-ведьмы решают, кто герой, а кто нелюдь в человеческом обличье. Истина никого не интересует, и что-то изменить в этом мире получается лишь в тот момент, когда реальная действительность становится совершенно нестерпимой. Самые знаковые моменты и монологи спектакля в прямом, так сказать, эфире, транслируются со сцены на огромный экран-задник, что усиливает драматизм ситуации и даёт возможность видеть актёров крупным планом. И тут уж не солгать и не спрятаться…

Такое происходит не только в Шотландии

А что делать? Именно в таких условиях и существует современное общество, причём, не только в России, но в других странах. В том числе, и в той же Шотландии, где когда-то Макбет в сговоре со своей леди убил короля, захватил трон, а представителей знати, подозреваемых в неверности, вырезал целыми семьями.   Правда, для него всё кончилось так, что хуже некуда. А вот ждёт ли та же судьба нынешних политиканов, переступивших черту, за которой человек превращается в чудовище – большой вопрос.

Кстати, весьма вероятно, что исторический Макбет и сам пал жертвой PR-технологий.  Если «копнуть» первоисточники, то можно найти информацию о том, что легендарный король Шотландии Дункан не был такой уж жертвой - он сам вторгся в область Морей, которой правил Макбет, погиб в бою, после чего  в  1040  году,  Макбет стал  правителем  всей  Шотландии. По историческим данным, описанного в трагедии зверского убийства Дункана Макбетом не было. И жесткой резни в период правления Макбета не было тоже. А вот сам Макбет, скорее всего, погиб в 1057 году от руки сына Дункана Малькольма. Впрочем, Шекспир едва ли ставил перед собой цель как-то очернить одного из властителей эпохи раннего Средневековья, но невольно стал соучастником этой средневековой PR-кампании.

В общем, во всём виноваты ведьмы! И по закону жанра пора устроить охоту на ведьм?

У Шекспира, конечно, соавторов не было, а вот Владимиру Золотарю в его постановке активно помогали художник Михаил Кукушкин и художник по свету Александр Рязанцев. Роли Макбета и его леди исполнили два актерских состава: Максим Копылов с Оксаной Романовой и Артем Трохинов с Марией Прыскиной. В спектакле, кроме них, были задействованы именитые актёры – народная артистка РФ Зоя Самсонова, заслуженные - Михаил Петров, Виктор Чукин, Марк Щербаков, Алексей Вольный, и талантливая молодежь – Александр Курзин, Юрий Еыремов.Алексей Лебедев, Станислав Пигалёв. В роли ведьм – Анна Дулебова, Александра Дыдычкина, Надежда Иванова.

В следующий раз «Макбета» сыграют 30 сентября.

Фоторепортаж с премьеры смотрите здесь

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах