8 ноября, на следующий день после того, как коммунисты всего мира отметили 103-ю годовщину Октябрьской революции, на основной сцене театра состоялась премьера спектакля с таким названием.
А был ли мальчик?
На сцене – в буквальном смысле, поскольку там, где обычно место лишь актёрам, расположились и актёры, и зрители. Зрителей было примерно полсотни, а актёров – и того меньше. Правда, самого Ленина среди персонажей не было. А вот дети были. Настоящие дети, практически пионеры с галстуками. Впрочем, и взрослые актёры тоже играли детей – самих себя много лет назад, вспоминая своё пионерское детство… И не только детство. И не только пионерское. Они же, впрочем, стали соавторами пьесы вместе с режиссёром-постановщиком Александром Плотниковым, который «засветился» в Ульяновске в 2019 году на Режиссерской лаборатории Олега Лоевского, продемонстрировав набросок спектакля по пьесе Михаила Дурненкова «Война еще не началась». Кстати, спектакль этот вскоре вошёл в репертуар театра, а великолепное актёрское трио - Владимир Кустарников, Михаил Петров и Елена Шубенкина – стали лучшим актёрским ансамблем по версии жюри Московского международного фестиваля «Премия Джигарханяна».
Но вернёмся к Ленину и, конечно, к детям… Спектакль этот изначально планировалось приурочить к 150-летию со дня рождения Ильича, но в апреле празднику помешало нашествие злобного вируса. Сейчас вирус не менее злобен, но ему оказалось не под силу остановить решимость молодого режиссёра и актёрского коллектива, хотя «детям» уже перевалило за шестьдесят, и они, что называется, на пороге «группы риска»… Более того, к уже перечисленным троим мэтрам ульяновской сцены присоединился, например, Виктор Чукин, у которого тоже было пионерско-комсомольское детство.
Так что же легло в основу спектакля?.. Оказывается, ещё в 1924 году была издана брошюра с высказываниями воспитанников детских домов «Дети дошкольники о Ленине». И не только высказывания. Там подробно описаны детские игры, связанные с кончиной вождя. Более того – с его вероятным воскрешением - посредством аплодисментов, торжественного провозглашения себя коммунистами, принесения ему горшечных растений, пения «Интернационала». Иногда Ленин даже воскресает и все радуются. Но чаще кто-то заявляет, что вождь умер навсегда, и все, рыдая, расходятся. Но эти эпизоды остаются за кадром, и в спектакле их нет. А есть пронзительное детское чувство личной утраты.
При чём тут Ильич?
И действие постепенно перетекает в личные истории, личные утраты, а актёры становятся героями пьесы, как будто сценическое действо превратилось в реальность. Например, Ирина Янко, поведала о том, как ульяновский театр драмы гастролировал в Киеве в период ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Город жил обычной жизнью, но на улицах не было ни одного ребёнка, а актёры выезжали и в Припять, выступали в госпитале для тех, кто уже никогда поднимется с больничной койки. Её мужа, Сергея Кондратенко, последствия этих гастролей настигли в 2015 году, когда его не стало. Впрочем, все участники спектакля раскрылись настолько, что нездешним холодом пахнуло… С поистине детской откровенностью. И Ленин здесь оказался ни при чём. Ну, почти ни при чём…
Конечно, можно по-разному отнестись к тому, что в итоге получилось. Возможны абсолютно противоположные оценки и поднятой темы, и того, как она раскрыта. Да, спектакль не для всех. Но все его и не увидят. Напоминаю: на десяток с небольшим актёров всех возрастов приходится примерно полсотни зрителей.