166

Конфликт на высокой ноте. Почему наша культура не ценит того, что имеет?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ - Ульяновск 29 21/07/2021
Владимир ТОЛСТОЙ / АиФ

Казалось бы, рядовой кадровый вопрос. У одного руководителя завершился контракт, и начальство пригласило другого. Но коллектив вместо того, чтобы безропотно принять волю начальства вдруг стал сопротивляться и огрызаться, писать открытые письма в СМИ и главе региона.

Речь пойдёт об отъезде главного дирижёра и художественного руководителя Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» Илье Дербилове и строптивой команде оркестра.

Не посоветовались

В приёмную врио губернатора Алексея Русских  поступило открытое  письмо, подписанное инициативной группой УГАСО:  «Тридцатого июня 2021 года закончился контракт, подписанный Дербиловым И. Н. Не интересуясь мнением оркестра, руководство Ленинского мемориала подписало контракт с дирижёром Фабио Мастранджело. Коллектив оркестра считает, назначив его на должность художественного руководителя  и только после этого уведомив Вас, руководство фактически поссорило наш коллектив с известным в России музыкантом. Коллектив оркестра считает, что администрация Ленинского мемориала должна была провести рассмотрение кандидатуры нового художественного руководителя на заседании художественного совета оркестра». В финале  заявления главе региона  оркестранты  просят вернуть Илью Дербилова на прежнюю должность, так как  желают продолжить работу с ним  как с художественным руководителем и главным дирижёром.

Руководство оркестром причины для конфликта не видит. В прошлом номере «АиФ» мы написали, что Илье Дербилову было предложено остаться в качестве главного дирижёра оркестра, и поначалу он вроде бы согласился, но потом передумал. И дело не в том, что профессиональный музыкант получил несколько заманчивых предложений, просто раньше он справлялся и с той  и другой должностью, и с чего бы  вдруг такие перемены…

Разумеется, это не первая смена власти в оркестре, но никогда ранее подобные события не сопровождались публичными выступлениями. Впрочем, когда отправляли в отставку прежнего худрука Олега Зверева,  по сути, происходило то же самое. Только тогда пилюлю оркестранты «проглотили».  Какой-либо официальной позиции ни из регионального министерства культуры, ни от руководства Ленинского Мемориала ни тогда, ни сейчас не последовало.

«Рокировочка»

Илья Дербилов возглавил Ульяновский симфонический оркестр в 2018 году.  При нём продолжилось активное обновление «инструментальной базы», да и коллектив, по утверждениям многих ценителей классической музыки, поднялся на новый уровень. 29 июня в СМИ появились первые сообщения, что новым художественным руководителем  оркестра  назначен  итальянец с российским паспортом. Он де будет курировать творческую политику оркестра: репертуар, фестивали, абонементы. Эту «рокировочку» чиновники от культуры объяснили, как и в предшествующем случае, «необходимостью развития и новыми связями».

Впрочем, о музыкантах такого уровня, как Дербилов, едва ли стоит переживать – они, как правило, нарасхват, и без работы точно не останутся. Беспокоит другое: с коллективом-то действительно никто не посчитался. Что имеем, не храним…

Закрыть и никого не впускать

Так получается, что конфликты на высокой ноте, становятся традицией. Примером может послужить и то, как довели до локаута (англ. lock out. букв. «запирать дверь перед кем-либо и не впускать») коллектив библиотеки №8. Знаменитая «Восьмерка» по праву считалась одной из лучших в городе. Она стала местом творческих встреч, диспутов представителей интеллектуальной элиты, концертов. И когда коллектив взбунтовался против низких зарплат и требований руководства зарабатывать на непрофильных направлениях, всё закончилось массовым увольнением сотрудников. Не помогло даже письмо на имя губернатора – сначала бывшему, потом нынешнему -  с предложением переподчинить библиотеку региональным властям. Как сообщила уволенная ныне заведующая библиотекой Елена Галкина, аргумент был единственный: таких прецедентов ранее не было, и создавать его никто не собирается. Так что, теперь от прежнего коллектива, создавшего ту неповторимую атмосферу библиотеки духовной культуры, осталась одна сотрудница, а прочую работу делают специалисты по выдаче книг, откомандированные из других  библиотек. Некоторые клубы и объединения, продолжают по инерции действовать на прежней территории. Но что уничтожено, едва ли возможно возродить.

Тогда не помогли ни поддержка СМИ, ни позиция депутатов и даже чиновников, поддержавших позицию коллектива. Руководство Центральной библиотечной системы своего добилось  ценой полного уничтожения источника протеста. Последним уволился Владимир Артамонов, специалист с дипломом Литературного института имени Горького, в адрес которого было даже написано гневное коллективное письмо, подписанное десятками сотрудников библиотек, других… Не всякий способен открыто противостоять произволу.

Кстати

Одна из версий ухода Ильи Дербилова якобы в его намерении отделить оркестр от Ленинского мемориала и отправиться вместе с ним в «самостоятельное плавание». Впрочем, как утверждают в минкульте,  такое желание худрук Дербилов высказывал, но никаких реальных экономических выкладок такого шага не предоставил. Демарш оркестрантов, подписавших письмо Алексею Юрьевичу Русских, для самого Ильи Николаевича стал полной неожиданностью. Но он выразил коллегам благодарность за их позицию.

Мнение эксперта

Наши люди нарасхват

Владимир Савельев, театрал, исполнитель бардовской песни:  

«В первом десятилетии XXI века я полтора года работал заведующим постановочной частью «Небольшого театра» и покинул эту должность накануне распада труппы, произошедшего из-за несогласия ряда актёров с политикой руководства. Я потом отправился трудиться в Димитровградский драматический театр, а «бунтовщики» тогда создали театр-студию ENFANT-TERRIBLE, обогатив наш город ещё одним уникальным творческим коллективом. Так что конфликт в одном театре открыл новые возможности. Результат прекрасен – режиссёром Дмитрием Аксёновым и его товарищами создано немало замечательных камерных постановок, которые обогатили культурную жизнь города и всего региона. В нынешней ситуации с Ильёй Дербиловым есть две стороны – и положительная, и отрицательная. Положительная в том, что музыканты такого уровня нарасхват. А отрицательная в том, что, несмотря на возникшую за последние годы его стойкую привязанность к оркестру, едва ли его дальнейшая деятельность будет связана с нашим городом. Хотя я его позицию понимаю: как можно работать с оркестром, когда репертуарную политику будет определять другой человек».

Мнение власти

Оркестр сыграл в Елабуге

Заместитель директора Ленинского мемориала по филармонической деятельности Леся Деркач:

«Для Ульяновского симфонического оркестра большая радость и большая ответственность уже во второй раз принимать участие в таком большом культурном событии. Фестиваль в Елабуге отличается от других летних open-air-фестивалей особым концептуальным подходом в подборе программ и многообразием представленных форм и жанров музыкального искусства. Оркестр с нетерпением ждал возможности вновь получить удовольствие играть на чудесной концертной площадке с прекрасным звуком и замечательным роялем Yamaha. И конечно, особое чувство вызывает возможность сотворчества с маэстро Березовским и хором республики Татарстан.

15 июля Ульяновский симфонический оркестр сыграл на Международном фестивале «Летние вечера в Елабуге» концерт «Скрябин, Гершвин… и Елабуга». Фестиваль проходил четыре дня. Своё творчество показали около 200 музыкантов из Бельгии, Голландии, Франции, Израиля и России. С УГАСО «Губернаторский» под управлением Ильи Дербилова выступили заслуженный артист РФ Борис Березовский, трубач Александр Рублев и Государственный камерный хор Республики Татарстан.

Надежда умирает последней

Лариса КУФТИНА, музыковед, заслуженный работник культуры России, директор Ульяновского государственного духового оркестра «Держава»:

С   приходом художественного руководителя и главного дирижёра УГАСО  Ильи Дербилова  у нашей музыкальной культуры появился шанс! Шанс подняться на более высокий уровень, которым когда-то славился оркестр при Эдуарде Серове, при Николае Алексееве.

«Гастролёры, приезжающие на день - два, даже прекрасные, не формируют культурное пространство, не наполняют его, а Илья Дербилов наполнил! Как забурлила музыкальная и культурная жизнь с его приездом, как поднялась планка профессионализма во всех сферах культуры, не только в сфере классической музыки, творческие люди стали стремиться в звёздам! Илья Дербилов привез сюда надежду! Надежду, что наш симфонический оркестр выйдет на достойный международный уровень и будет представлен в Европе и в мире. Как возрос профессионализм нашего оркестра за время его деятельности! Как бережно, кропотливо, последовательно он выстраивал звучание оркестра, добивался качественной интонации всех оркестровых групп, тщательно работал над семантикой каждой фразы!  Сколько роскошных симфонических программ было создано под его управлением!  

Выдающиеся музыканты, дирижёры, композиторы, поэты, художники, артисты - это носители высокого духа! Учреждения искусства и культуры, филармонии, театры, оркестры создаются, чтобы, с одной стороны, обеспечить творцам эту самую возможность творить, а с другой – чтобы обеспечить «широким слоям населения» возможность прикоснуться к великим произведениям искусства. Не будет в регионе выдающихся дирижёров, режиссёров, артистов, музыкантов, художников, постоянно работающих здесь, на нашей территории - «заглохнет нива жизни»! Гастролёры не смогут выполнить эту миссию! Мы обязаны создать в нашем регионе все условия, чтобы у нас работали лучшие представители творческой элиты России, только тогда регион будет гармонично развиваться!»

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах