Примерное время чтения: 7 минут
1689

Илья Дербилов: «Талант не зависит от регалий»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ - Ульяновск 38 19/09/2018
Дирижёра Илью Дербилова во фраке мы ещё увидим на концерте, а вот такого энергичного, молодого и окрылённого представляем сегодня.
Дирижёра Илью Дербилова во фраке мы ещё увидим на концерте, а вот такого энергичного, молодого и окрылённого представляем сегодня. Из архива Ильи Дербилова

Известный в России и за рубежом дирижёр Илья Дербилов в августе стал главным дирижёром и художественным руководителем Ульяновского Государственного симфонического оркестра «Губернаторский». Накануне открытия нового концертного сезона Илья Николаевич поделился с нами своими творческими планами, а также взглядами на искусство, жизнь и творчество.

Новый уровень

– Илья Николаевич, на недавней пресс-конференции вы сказали, что Ульяновский оркестр имеет все шансы войти в число ведущих оркестров страны. Однако ваш предшественник на посту художественного руководителя говорил, что он уже является ведущим…

– Какой-то официальной табели о рангах среди симфонических оркестров сейчас нет. Подобная система была в СССР, но впоследствии её постепенно утратили. Были оркестры первой, второй, третьей категории, были и внекатегорийные… Оркестров, именуемых академическими, по всей стране было не более тридцати. К ним предъявлялись определённые требования: в составе не менее ста музыкантов, определённый процент тех, кто имеет звание народного или заслуженного артиста, большинство должно было иметь консерваторское образование. После распада СССР каждый регион начал решать самостоятельно, какой симфонический оркестр он в силах содержать. А всяческие категории перестали существовать. Последние лет десять этот рейтинг оркестров постепенно восстанавливается. Началось это с Екатеринбурга, где очень сильная филармония, и её директор стоял у истоков создания Союза концертных организаций России, в который входят крупнейшие филармонии и большие симфонические оркестры. Кстати, выяснилось, что некоторые оркестры, где всего-то сорок музыкантов, продолжают именоваться симфоническими. А ведь далеко не всякую симфонию в принципе возможно исполнить таким составом.

– Но мастерство музыкантов не всегда зависит от наличия каких-либо регалий и документов об образовании. Всё-таки по уровню таланта и мастерства Ульяновский оркестр достоин войти в состав ведущих?

– В России есть несколько симфонических оркестров экстра-класса, где собраны лучшие музыканты страны. Колоссальнейший подъём сейчас переживает Казанский оркестр, постоянно гастролирует в столичных городах и за рубежом. Одним из мощнейших является Екатеринбургский оркестр, на высочайшем уровне находится коллектив из Новосибирска. Если не говорить о Москве и Санкт-Петербурге, именно эти три оркестра можно считать лучшими в стране. К ним приближается Омский и Красноярский. Так что пока в областных центрах России всего пять оркестров такого уровня. И цель – сделать так, чтобы Ульяновский оркестр вошёл в их число. И решение этого вопроса связано даже не с материальным обеспечением. Зарплаты у музыкантов и сейчас довольно высокие. Есть пожелания по обновлению музыкальных инструментов, а это очень дорогое удовольствие. Например, хороший фагот стоит как не самый дешёвый автомобиль. Это только считается, что музыкальный инструмент – вещь на века. Они тоже имеют определённый срок годности. Это скрипки – чем старше, тем лучше, а на духовых и клапаны изнашиваются, и пружины устают. Для духового инструмента срок службы примерно десять лет. И обновление требует затрат в несколько десятков миллионов рублей. Ульяновский оркестр, безусловно, один из ведущих, но для вхождения в клуб оркестров экстра-класса нам ещё придётся поработать.

Творческая самостоятельность

– Вы работали со многими коллективами. Что для вас стало главным мотивом для согласия возглавить Ульяновский оркестр? Сам оркестр вам кажется перспективным, возможность реализовать какие-то новые проекты или что-то ещё?

– Всё вместе. Я на протяжении пяти лет работал на Дальнем Востоке, и для меня это было довольно успешное время. Главное – я там был самостоятелен с творческой точки зрения, что очень важно для любого художника. Впоследствии, в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга я работал с потрясающим коллективом, приобрёл массу бесценного опыта. Но руководитель капеллы Владислав Александрович Чернушенко – мой учитель, он для меня – высочайший авторитет, и той самостоятельности, которая так важна, у меня по большому счёту не было. Он и сам не раз мне говорил, что нужно вновь становиться самостоятельным. Кроме этого, сейчас и в оркестре, и в Ленинском мемориале идёт серьёзное движение вперёд. В Ульяновск приглашают молодых талантливых исполнителей, многие из которых окончили Московскую государственную консерваторию. А такое может позволить себе далеко не всякий оркестр. И великое благо, что сохранились музыканты – выпускники ведущих консерваторий Советского Союза, которые стояли у истоков оркестра. Этот баланс молодости и опыта в коллективе очень хорошо соблюдён. В Ленинском мемориале потрясающий зал. Он не самый простой с точки зрения акустики, но большая сцена позволяет осуществлять крупные проекты. И с директором, Лидией Геннадьевной Лариной, у нас возникло полное взаимопонимание, и для неё тоже очень важно, чтобы оркестр двигался вперёд.

– И каковы перспективы? Например, с гастрольными поездками.

– Нам удалось заинтересовать своим творчеством Московскую филармонию, наладить с ней сотрудничество. Сейчас выходим на серьёзных партнёров по организации гастролей за рубежом. В принципе, сейчас можно купить выступление в любом самом престижном концертном зале мира, чтобы потом заявлять, что коллектив выступал, например, в Берлинской филармонии или Венской опере! И не важно, что в зале было не больше пяти слушателей. Так что само по себе выступление в лучших залах мира не является свидетельством того, что оркестр завоевал заслуженное признание. Для нас очень важно поднять уровень нашего оркестра настолько, чтобы менеджеры лучших европейских, американских и азиатских концертных залов считали за честь нас пригласить.

Воспитание чувств

– Бывает так, что человек идёт на концерт классической музыки не потому, что ему она действительно нравится, а потому, что это модно, и все туда идут?

– Даже если такое происходит, то это очень хорошо. Есть, например, в стране такой бренд – Мариинский театр, который нередко посещает президент России, общается с Валерием Абисаловичем Гергиевым… И многие, кто приезжает в Санкт-Петербург, считают посещение Мариинского театра обязательным пунктом своей программы. Как, например, посещение Большого театра в Москве. Публику нужно воспитывать. На Западе симфоническое искусство рассматривается как элитарное. И для элиты интерес к симфонической музыке является признаком статуса. И многие понимают, что симфоническая музыка имеет целительные свойства не только для души, но и благотворно влияет на физическое здоровье. Музыка становится частью жизни человека, его окружающей среды. Когда мы говорим о том, что слушателя нужно воспитывать, то нужно учитывать, что есть множество занимательных форм. В наших силах развивать человеческий интеллект и воспитывать чувства.

– Сегодня шоу-бизнес, продюсеры, режиссёры стараются угадать вкус среднестатистического потребителя, сколь бы примитивным он не был. О каком воспитании может идти речь? Нет ли подобных тенденций в классической музыке?

– К сожалению, есть. Я не имею в виду Ульяновск, но к концертам симфонической музыки нередко возникает отношение как к некому продукту, который нужно продать. Но когда начинаешь задумываться о том, что нужно слушателю, как сделать так, чтобы он пришёл, надо искать довольно тонкую грань, которая позволяет не скатиться в какую-нибудь пошлятину. Начинаешь придумывать какие-то интересные формы, которые позволяют не только привлечь публику, но и создать условия для роста коллектива. С моей точки зрения, симфонический оркестр должен уметь играть всё. В программах оркестра должна быть и музыка для детей, и популярная музыка, и, конечно, серьёзные симфонические произведения, которых должно быть уж никак не менее половины репертуара. Например, в голливудских фильмах есть музыка, написанная выдающимися композиторами, сыгранная потрясающими оркестрами, имеющая большую художественную ценность. И эту музыку слушатель знает лучше, чем симфонии Брамса или Чайковского. И для слушателей, особенно юного возраста, необходимо предоставить возможность слушать им то, что более близко и понятно, а уже потом переходить к более серьёзной музыке.

– Что принципиально изменится для нашего оркестра с вашим приходом?

– Вскоре нам предстоит большая гастрольная программа, и те, кто нас приглашает, доверяют мне как специалисту. Впереди у нас яркий и насыщенный сезон, я очень надеюсь, что залы всегда будут полными.

Досье
Илья Дербилов. Родился в Киеве в 1981 году, музыкой начал заниматься с шести лет. В 1988 году с семьёй переехал в Ленинград, окончил Хоровое училище имени Глинки, Санкт-Петербургскую консерваторию. В 2002 году начал работу в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга в должности хормейстера, гастролировал в США, Германии, Франции, Голландии, Испании, Люксембурге, Бельгии, Греции, Белоруссии, Украине. В 2007 году выиграл конкурс на должность художественного руководителя и главного дирижёра Дальневосточного академического симфонического оркестра (Хабаровск), который возглавлял в течение пяти лет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах