Ульяновск стал третьим городом России, после Москвы и Санкт-Петербурга, где состоялся показ фильма «Владимир Высоцкий. Спасибо, что живой»… В начале декабря «подоспел» бизнес-форум, и местная премьера фильма была включена в его программу.
Все течет, все изменяется…
Сама картина вызвала у зрителя неоднозначную реакцию, но иначе и быть не могло. Многое из того, что создал Высоцкий, не просто вошло в золотой фонд отечественной культуры, но и стало частью «загадочной» души нашего народа. Да, он был, пожалуй, одним из самых популярных и высокооплачиваемых артистов, концертировавших на территории СССР… И при социализме никто не отказывался прилично заработать. Однако в те времена для любого уважающего себя творческого человека считалось постыдным пытаться угадать «конъюнктуру рынка» и делать что-то исключительно на потребу публики. Сейчас все изменилось – коммерческая составляющая является главным мерилом успеха любого проекта.
Вспоминается реакция сыновей Владимира Высоцкого на книгу Марины Влади «Владимир – прерванный полет», которые были готовы подать в суд на автора «за ложь, клевету и оскорбление». И вот – Никита Высоцкий становится автором сценария фильма, который по сути и смыслу мало чем отличается от книги, написанной его «мачехой». Что ж, все течет, все изменяется…
В фильме есть масса нелепостей и нестыковок – и исторических, и сюжетных, но проблема не в этом. В нем почти нет Высоцкого, почти нет его песен. Сам сюжет - скорее об узком круге «приближенных» - суетящихся, гоняющихся за собственной выгодой, прикрывающих собственную задницу и страшно гордых тем, что они состоят в свите великого человека. В итоге получилась довольно посредственная зарисовка, коммерческий успех которой был предопределен мощной рекламной компанией и игрой на ностальгии по невероятно популярной личности, символизировавшей когда-то совесть эпохи.
Разрешить было проще, чем запретить
Владимир Семенович объездил с концертами всю страну, но ни разу не был в Ульяновске – видимо, не был он желанным гостем на родине Ленина… Однако первый в СССР вечер памяти Высоцкого в большом зале, с афишей, при огромном скоплении публики состоялся именно в нашем городе 25 января 1981 года. В том, что это произошло, главная заслуга, несомненно, принадлежит Евгению Александровичу Сиголаеву, ветерану Великой Отечественной войны, президенту Ульяновского клуба самодеятельной песни. Это был человек огромной энергии и силы убеждения, которой поддавались все – вплоть до высокого партийного и советского начальства. Разрешить подобное мероприятие могли только на самом верху областной власти, и перед организаторами стояла нелегкая задача – с одной стороны, суметь передать дух творчества поэта, а с другой – сделать это настолько «идеологически выдержанно», что никакая комиссия не смогла бы найти ни повода, ни предлога, чтобы запретить проведение вечера в последний момент. Тогда «удар сверху» принял на себя второй секретарь горкома комсомола Владимир Подсевалов, человек довольно мягкий и не очень решительный, но тонко чувствующий политическую ситуацию. Вечер готовили несколько месяцев, «в корзину» отправилось несколько вариантов сценария, зато «госприемка» прошла без особых проблем, что несказанно всех удивило.
В тот вечер у здания ДК Профсоюзов (ныне ДК «Губернаторский») собралось около трех тысяч человек, хотя в зале было не более тысячи мест. В итоге были заняты все кресла, люди сидели на ступеньках в проходах, а толпа на улице окончательно разошлась лишь после того, как вечер завершился. Тогда главной целью было не только почтить память ушедшего из жизни поэта и артиста, а показать и ту часть его творчества, что не была слишком на слуху. Песни Высоцкого тогда предпочитали слушать, а не петь, поскольку едва ли кто-то мог соперничать с автором. И тогда перед ульяновскими исполнителями стояла очень непростая творческая задача – найти к ним свой ключ, показать свое виденье, по сути, прожить их по-новому. Песни Высоцкого пели тогда Валентина Миллер, Валентин Кожевников, Константин Николаев, Владимир Карунов, читали стихи, так и не ставшие песнями, а потому мало кому тогда известные…
Людям – песни, чиновникам - книжки
Хотя официально Высоцкого не запрещали, но начальство среднего звена относилось к его имени весьма настороженно даже после смерти поэта. Когда студенты пединститута вывесили в коридоре историко-филологического факультета стенгазету, посвященную его памяти, провисела она считанные минуты. Ее собственноручно снял проректор по АХЧ «товарищ Трегубенко». Но это не помешало редактору институтской многотиражки Татьяне Злобиной впервые в СССР опубликовать такие стихи Высоцкого, как «Райские яблоки», «Баллада о любви», а также несколько статей о нем. Но вскоре после этого ей пришлось от греха подальше вместе с мужем, собкором «Известий», «эвакуироваться» в Мурманск…
И только через пару лет, когда вышел в свет «Нерв», первый сборник стихов и песен Высоцкого, чиновники, позволившие провести этот вечер, смогли вздохнуть спокойно: опубликовано – значит, точно разрешено…
Первому изданию «Нерва», кстати, тоже был посвящен концерт, который в марте 1983 года в ДК «Планета» провели клуб книголюбов Механического завода и КСП. Правда, первоначально задумывалось ввести в него эпизоды из спектакля «Владимир Высоцкий», поставленного в Театре на Таганке, магнитофонная запись которого разлетелась по всей стране. Но книголюбы настояли на классическом варианте: стихи, песни, цитаты из воспоминаний…
В финале концерта состоялась книжная викторина, где любой из присутствовавших мог получить за правильный ответ дефицитную книгу. Но «Нерв» среди призов не фигурировал, поскольку часть тиража, пришедшую в Ульяновск по разнарядке, успела разобрать партийная и советская номенклатура. Великими трудами книголюбам удалось получить один экземпляр, да и то на время – сфотографировать, чтобы люди хотя бы могли увидеть, как он выглядит.
Но главное в том, что тогда был совершенно иной вектор массового интереса к Владимиру Высоцкому, чем сейчас. Мало кого интересовали его «грязное белье», подробности личной жизни и прочая «шелуха», которая стала главными предметом пристального внимания современных российских кинематографистов. Писатель и бард Михаил Анчаров, которого Высоцкий считал своим учителем, однажды сказал: «Я хорошо помню те времена, когда его запросто отождествляли то с какой-нибудь мразью, то с какой-нибудь сволочью, которую он утонченно, весело и издевательски высмеивал, обладая настоящим художническим даром перевоплощения». Сейчас, увы, создается впечатление, что эти времена возвращаются…
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть