433

А поедемте в номера! Страсти по Ульяновскому художественному музею

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ - Ульяновск 4 27/01/2016
А вот для рекламы музея гостиница «Венец» вполне бы сгодилась.
А вот для рекламы музея гостиница «Венец» вполне бы сгодилась. / Сергей Юрьев / Коллаж АиФ

Вместо пролога

… В конце прошлого года поступило предложение выселить художественный музей в гостиницу «Венец»… Бред! Шок! Абсурд! Само здание музея – произведение искусства. Этот дом-памятник Ивану Гончарову, проект которого разрабатывался архитектором Августом Шодэ, предназначен именно для экспонирования произведений искусства. 120 лет этому зданию, а стало быть, и художественному музею. А теперь оно, оказывается, не соответствует современным требованиям. Художественный музей должен занимать всё это здание на Венце, а не в «Венце» как в коммуналке. Ведь было в планах у города построить здание для краеведческого музея? Почему-то не построили!..

…Сергей Иванович, умерьте пыл своего министра «во имя прав и блага человека». Не дайте совершиться этому преступлению!

Из письма пенсионеров разных возрастов, ветеранов труда, детей войны и просто жителей города губернатору С. Морозову (всего 12 подписей, но подписанты уверены: под данными требованиями свои подписи готовы поставить тысячи ульяновцев).

Тесно? Да!

Ни для кого не секрет, что размеры нынешнего помещения – второго этажа дома-памятника Гончарову на бульваре Новый Венец – уже давно не соответствуют потребностям музея. Коллекция уже превышает 12 тысяч экспонатов, из которых 2500 – живописные полотна. По существующим нормативам, не менее семи процентов этого собрания должно быть выставлено на всеобщее обозрение! Конечно, почти тысячу экспонатов всего в нескольких залах разместить невозможно, и поэтому подавляющее большинство шедевров живописи хранится в запасниках и недоступно посетителям музея. То, что проблему надо решать, – несомненно. Но, похоже, чиновники нашего прославленного министерства искусства и культурной политики решили пойти путём наименьшего сопротивления. Информация о том, что музейную коллекцию решено переселить в здание гостиницы «Венец», просочилась в прессу в начале января и сразу же вызвала бурю негодования со стороны общественности, чему свидетельствует письмо граждан нашего города, приведённое в начале.

Любому мало-мальски грамотному человеку очевидно, что помещения, где ещё недавно располагались «торговые ряды» – эти длинные безликие коридоры с примыкающими к ним небольшими комнатами с низкими потолками – никак не годятся для какого-либо музея, тем более – художественного. Отдельный вопрос – возможно ли в принципе обеспечить там микроклимат, необходимый для поддержания в сохранности полотен, возраст которых измеряется веками? Кроме этого, нельзя забывать и о том, что музей – кроме всего прочего, и образовательное учреждение, которое могут и должны посещать школьники. А совместимо ли это с наличием в том же здании баров и ресторанов?

Варианты есть

Впрочем, на днях руководство минкульта попыталось снять напряжение, и министр Татьяна Ившина заявила, что о переезде музеев – ни краеведческого, ни художественного – речи не идёт, они останутся в том здании, которое сейчас занимают. А в дополнительных помещениях будет представлена лишь часть коллекций.

Своё мнение по поводу такого варианта развития событий высказал известный художник Александр Зинин: «Совершенно невозможно представить себе портрет императрицы Екатерины II работы Дмитрия Левицкого в интерьерах эпохи развитого социализма. Я бы полностью согласился с тем, чтобы на территории гостиницы появились выставочные залы для демонстрации живописи XX-XXI веков, в том числе современных ульяновских художников. Но основа собрания художественного музея – полотна XVII-XIX веков. И они должны находиться там, где сохранён дух эпохи. Да и вообще – ко всему, что относится к культуре, стоит относиться с большой осторожностью. Многие чиновники этого, к сожалению, не понимают».

Кстати, нынешняя ситуация возникла вовсе не от безвыходности положения. Сами сотрудники музея предлагают выход из положения: например, передать под выставочные залы здание «Детского мира». Оно хоть и построено в 1961 году, но его архитектуры не коснулись более поздние веянья хрущёвского минимализма. Здесь есть всё, что необходимо – и большие окна, и просторные залы, и высокие потолки.

Директор областного художественного музея Сергей Жданов проинформировал общественность, что для принятия объективного решения по обоснованности приобретения помещений в гостинице «Венец» создаётся экспертная группа.

«АиФ» будет следить за развитием событий и готов предоставить возможность высказаться экспертам на страницах газеты.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах