Почти с самого основания Симбирска здесь развивались художественные виды ремёсел, не гжель и хохлома, конечно. Но сухо-карсунские горшки, (как бы сегодня сказали - художественная керамика), плетёнки из лыка, поделки из камня и металла были известны за границами Поволжья.
Наш город вошёл в историю России, когда основные виды народного ремесленного творчества существовали уже несколько веков. Так что говорить об аутентичности не приходится. Однако же, переняв опыт ведущих центров, симбиряне сумели создать свой стиль. И, что характерно, порой случалось это не от хорошей жизни. Вот что говорит об этом кандидат исторических наук Елена Анисимова: «Часто бывало, что налоги превышали доход с земельного надела. В этом случае крестьяне, чтобы избежать голода, нищеты и не попасть в разряд недоимщиков, были вынуждены прибегать к дополнительным заработкам, какими и являлись кустарные промыслы. К примеру, по данным подворной переписи 1910-1911 годов кустарными промыслами и ремеслами было занято 47 429 человек мужского населения несеющих хозяйств».
Особенно у нас были развиты: обработка дерева, металлов и минералов. К последней категории относится и знаменитый симбирцит, изделия из которого давно снискали популярность далеко за пределами России.
В сиянии волжских самоцветов
Нынешней известности как о городе художественных промыслов Ульяновск в немалой степени обязан минералу по имени симбирцит. Говорит руководитель некоммерческого партнёрства «Ремесленная палата Ульяновской области» Андрей Натариус, являющийся также руководителем предприятия камнеобрабатывающего промысла: «Мы работаем с различными камнями, включая такие волжские самоцветы как фламмолит, сенгилит и спектролит. И всё же симбирцит - это краеугольный камень нашего предприятия. Названный так в 1985 году в честь города Симбирска, сегодня это ведущий бренд среди подарков и сувениров России и Поволжья».
Начатый в 1993 году, камнеобрабатывающий промысел уже в 1996-м получил статус народного художественного промысла региона. Любопытно, что изделия из камней используются не только в качестве сувениров, элементов интерьера или ландшафтного дизайна, но и как средства литотерапии (один из методов нетрадиционной медицины, лечение с использованием камней, - ред.).
А ещё изделия из симбирцита считаются символами счастья и достатка. В этой связи можно надеяться на скорейшее процветание Крыма, поскольку не так давно симбирцитовый набор был преподнесён ульяновцами в дар председателю госсовета республики Владимиру Константинову.
Искусство поющего металла
Предметом особой гордости можно считать тот факт, что Ульяновск – единственный город в России, принятый в Европейское кольцо 18 городов кузнецов. В этом заслуга мастеров Симбирского кузнечного двора «Корч».
Говорить о них – дело неблагодарное. Ибо «лучше один раз увидеть…». А сделать это имеют возможность не только ульяновцы, гуляюшие, скажем, по «Мосту Дружбы» возле УлГУ или мимо поющего органа на Венце, но и жители других городов - к примеру, Санкт-Петербурга, в честь юбилея которого наши кузнецы выковали гигантскую розу весом в несколько тонн.
Начавшийся в 1986-м с небольшой кузницы, ныне «Корч» - член Союза кузнецов-художников России и постоянный участник выставок по всему миру. И, возможно, их пример станет импульсом для возрождения традиций местных мастеров, представляющих иные творческие направления.
Нужна свобода
Руслан Гайнетдинов, председатель правления Госкорпорации по развитию предпринимательства:
- К сожалению, на сегодняшний день нет законодательно утвержденного понятия «ремесленник», «мастер». В связи с этим областное правительство решило поддержать инициативу Ремесленной палаты о внесении в проект федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» изменений, стимулирующих развитие ремесленничества. Ведь ремесленник – это, прежде всего, творческий человек, поэтому нам нужно максимально освободить его от ведения бухгалтерии, составления отчетности и другой «бумажной» работы. Например, можно ввести простой патент, за который он один раз заплатил и дальше спокойно работает без налоговых отчетностей. Право определять те виды деятельности, которые являются приоритетными для ремесленной сферы в каждом регионе, можно отдать субъектам. Принятие данных изменений позволит нам не только вывести ряд ремесленных предприятий из «тени», но и поспособствует развитию рынка труда, простимулирует творческую и коммерческую активность людей, работающих в данной сфере.
Нужна консолидация
Андрей Ефанов, директор научно-образовательного центра развития ремесленного образования Российского государственного профессионально-педагогического университета:
- В мае этого года в Ульяновске мы провели первую общероссийскую конференцию региональных ремесленных палат, на которой были приняты стратегически важные для ремесленного сообщества решения. Представлены проекты изменений в ряд законодательных актов. Была сформирована и утверждена рабочая группа по разработке нормативно-правовой базы для легитимизации ремесленной деятельности, которую возглавил депутат Государственной Думы Рафаэль Марданшин. Проведены ряд консультаций с представителями ремесленного сообщества, федеральных органов власти, подготовлены предложения по изменению федерального законодательства в части регулирования ремесленной деятельности, разработана дорожная карта по развитию ремесленничества в России на период до 2020 года. Таким образом, можно сказать, что сейчас идёт консолидация сил и поиск точек соприкосновения, в общем-то, разных по своим взглядам на будущее российского ремесленничества людей.
Народные промыслы живы
Владимир Хорев, солист Карсунского народного хора:
- Приходится слышать, мол, один за другим умирают народные промыслы. На примере Карсунского района заявляю, что это не так.
У нас шьют национальные костюмы ручной работы, причём любые – будь то русские, татарские или других народностей. А какие рушники делают в селе Белозерье! А бисероплетение! А резьба по дереву! А картины из камней и ракушек с берегов Суры!
Особое место в ряду промыслов занимает гончарное дело. Знаменитая посуда из села Сухой Карсун по сей день имеет спрос. В селе вот уже двадцать лет работает дом гончарного мастерства, там обучаются местные ребятишки и там же действует музей. Уникальная местная глина, выкаливание горшков и чашек в горне при температуре свыше тысячи градусов, достигаемая сжиганием верхушек сосен, - это лишь малая часть профессиональных секретов. При этом глину месят… пятками, потому что они чувствительны даже к самым мелким камушкам – руками так не сделаешь. Да мало ли подобных секретов таится в наших промыслах! Но главное, они помогают нести культуру и, что немаловажно, дают в руки ремесло, которым впоследствии можно заработать на жизнь.