Работа таможенной службы в нашем регионе имеет свои отличительные особенности. Связано это с тем, что Ульяновская область расположена в центре Среднего Поволжья, на пересечении крупных торговых путей.
В перспективе время на базе аэропорта "Ульяновск-Восточный" начнется работа по организации портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ), которая должна принести региону дополнительные дивиденды. И одной из главных составляющих функционирования ПОЭЗ будет именно работа таможенников.
О перспективах развития службы, ее совершенствовании и планах на будущее читателям "АиФ" в Ульяновске" рассказывает начальник ульяновской таможни Виктор Николаевич Логачев.
- Таможенные органы, входящие в систему федеральной таможенной службы России, можно разделить на две группы. Первая - приграничные, расположенные в приграничных регионах России и имеющие в своем составе автомобильные, железнодорожные и морские пункты пропуска. Вторая - внутренние таможни, расположенные внутри страны, в состав которых могут входить воздушные пункты пропуска. Ульяновская таможня является внутренней таможней, которая имеет воздушный пункт пропуска в международном аэропорту "Ульяновск- Восточный".
- Повлиял ли на вашу работу кризис? Наверняка, многие ульяновские предприятия отказались от сотрудничества с иностранными партнерами либо сократили объем экспорта.
- Конечно, кризис не мог не отразиться на работе предприятий: всем известно, что налоговые поступления в бюджет сократились. Однако таможенные платежи у нас остались на уровне прошлого года. В этом, я считаю, большая заслуга властей Ульяновской области, которые, несмотря на финансовые "бури", активно работали и работают в плане инвестиционной политики, повышения привлекательности региона для компаний с мировым именем. Так, мы оформили в таможенном отношении оборудование для пивоваренного завода "Сабмиллер", компании "Марс". По сути, это были не просто отдельные элементы производственных линий, а целые заводы в разобранном виде. Много импортного оборудования сейчас поступает на ООО "Ульяновскшифер" и многие другие предприятия и организации. Активным экспортером является Ульяновский автомобильный завод, который поставляет за границу достаточно большой объем своей продукции: это и готовые автомобили, и комплектующие. Наша же главная задача - создать максимально комфортные условия для внешнеэкономической деятельности наших производителей, ее регулирования, а также, что немаловажно, наполнить бюджет. В прошлом году федеральная казна наполовину состояла из таможенных платежей. В 2009 году этот показатель уже превысил 50 процентов. Я думаю, эта цифра очень красноречиво говорит о важности и необходимости нашей работы.
- Еще одна составляющая работы таможенной службы - правоохранительная деятельность. Много ли нарушителей среди ульяновских предприятий и организаций?
- Действительно, контроль и проверка при оформлении грузовых таможенных деклараций, контроль платежей, отслеживание контрабанды товаров - одно из направлений нашей работы. Конечно, по сравнению со службами, работающими в приграничных регионах, нарушений у нас на порядок меньше. Основные наши клиенты - крупные производители. И им выгодно работать честно - иначе пострадает их репутация, изменятся перспективы их работы. А потому если нарушения и случаются, то, как правило, они связаны с техническими нюансами, злого умысла в них нет.
- Что изменилось в вашей работе за последнее время?
- Изменения в основном связаны с новшествами в таможенном законодательстве. В ближайшее время планируется создание таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Таможенные барьеры между этими тремя государствами будут ликвидированы. Работы здесь еще много: нужно создать единый таможенный кодекс, регламентирующий работу, выровнять тарифы, чтобы бюджеты государств не несли убытки. Поясню.
К примеру, в Белоруссии тарифы на ввоз автомобилей сегодня ниже, чем у нас. Если мы сейчас откроем границу, весь автомобильный поток пойдет через эту страну. Как следствие - убытки понесет и российская казна, и наши производители, ради которых вводились повышенные пошлины на ввоз импортных автомобилей. Все эти изменения должны окончательно сформироваться в течение ближайшего года-полутора лет. Но точнее назвать сроки пока сложно.
Кроме того, в последнее время мы активно осваиваем новые технологии - например, вводим в работу электронное декларирование. Сейчас уже около 30 процентов грузовых таможенных деклараций оформляется в электронном виде. Это позволяет значительно упростить процедуру оформления и ускорить все связанные с ней процессы. Инициатором ввода электронных деклараций в свое время стала шведская компания IKEA. В ней был полностью переведен весь внутренний документооборот в электронный вид. Руководство IKEA вышло с предложением к российской таможне - для большего удобства также перейти на новый уровень оформления документов. Что и было сделано. Мы надеемся, что наш опыт работы с электронным документооборотом будет полезен и для ульяновских предприятий. Возможно, он станет решающим шагом для полного их перехода на электронный документооборот и с другими партнерами. Тем более об этом говорил президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании. Новые технологии повышают эффективность работы, к какой бы отрасли предприятие или организация ни относились.
- Насколько гладко проходит у вас "техническая революция"? Достаточна ли высока для введения всех новшеств техническая оснащенность вашей службы? Готовы ли к переходу наших предприятия?
- К середине следующего года мы планируем перевести работу всех наших постов и весь документооборот внутри таможни в электронный вид. Специалисты уже подготовлены и только ждут своего часа.
Что же касается перехода ульяновских предприятий на электронное декларирование, то он идет достаточно быстро. Изначально сложности были, однако сейчас эти задачи решаются. Например, Ульяновский автомобильный завод сейчас более 90 процентов деклараций оформляет в электронном виде. Это нормальная мировая практика, и наши производители это понимают и стараются идти в ногу со временем.
- Наверняка, начало работы портовой особой экономической зоны в Ульяновской области станет для вас новым этапом в развитии?
- В ближайшее время мы ожидаем подписания постановления правительства РФ о создании ПОЭЗ в нашем регионе. Ориентировочно, она начнет работать в 2011 году. Мы активно готовимся к этому, определяем инфраструктуру, просчитываем необходимый штат, начинаем решать вопросы со связью, охраной таможенного поста. Я считаю, что развитие этой зоны будет способствовать увеличению товаропотока, проходящего через международный аэропорт "Ульяновск-Восточный". В основном в зоне будет осуществляться перевалка грузов, переупаковка, перегрузка. Географическое положение нашего региона очень выгодное. Уникален и сам аэропорт, способный принимать любые суда. А потому мы готовимся к увеличению работы, ждем этого. И никаких трудностей не боимся.
- Где планируете набирать специалистов для работы в ПОЭЗ?
- Специалистов мы, как правило, готовим сами. Особенности таможенного законодательства таковы, что знания постоянно нужно совершенствовать, обновлять. Работать на "старом багаже" невозможно. Так что наши молодые специалисты учатся на практике, на своих рабочих местах. Кроме того, мы их периодически направляем на разнообразные курсы в Москву и Нижний Новгород.
Кроме того, мы расширяем сферу нашей работы. Недавно у нас была создана кинологическая служба. Необходимость в ее появлении связана с тем, что через Ульяновскую область идет транзит наркотических средств железнодорожным и автомобильным транспортом из азиатских стран. Кинологическая служба пока в стадии становления. Пока мы рассматриваем перспективы работы нового отдела, а затем, возможно, примем решение о его расширении.
Телефоны доверия Ульяновской таможни: 40-70-80, 48-65-15, 40-70-27;
Приволжского таможенного управления: (8831) 296-03-99.
Справка "АиФ":
В состав ульяновской таможни входят четыре поста ("Симбирский", "Засвияжский", "Димитровградский" "УАЗ"), 16 отделов, два отделения. Штатная численность - 246 человек (108 женщин и 138 мужчин). Пять сотрудников имеют дипломы Российской таможенной академии, один - ученую степень.
Средний возраст ульяновского таможенника - 37 лет.
С 2004 по 2008 год в ульяновской таможне было оформлено более 38 тысяч грузовых таможенных деклараций. Через таможенную границу переместили 780 тысяч тонн грузов на общую сумму 5,5 миллиарда долларов.