aif.ru counter
41

Борис Александров: актер и власть

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ - Ульяновск 29/04/2009

Третий областной фестиваль театров "Лицедей-2009", проходивший в Ульяновске в конце марта, открылся спектаклем "Король Лир" с нашим героем в главной роли.

Из больницы - на подмостки

Четыре часа внимали школьники и искушенные театралы трагедии короля Британии, с замиранием сердца наблюдая, как могущественный монарх превращается в умалишенного, а затем снова обретает разум и любовь. В зале было так тихо, что даже самый легкий шорох казался слишком громким звуком. Когда артисты вышли на поклон, зал аплодировал стоя.

Мало кто знает, что исполнителя главной роли, лауреата Государственной премии РФ, народного артиста РФ Бориса Александрова, на спектакль привезли из больницы, куда накануне он попал с диагнозом "пневмония"...

Он и в жизни такой, как в шекспировской пьесе - "и до концов ногтей - король", хотя утверждает, что шуты ближе ему по духу. Пунктуален, изысканно вежлив без надменности, зеленый чай заваривает по-королевски - "чтоб уж до двух ночи не спать!".

- Некоторые выстраивают свою жизнь, определяют цели, перспективы... А у меня все происходит по случаю, - говорит Борис Владимирович, разливая чай по чашкам. - Когда сильно упираешься в достижение какой-то цели, а она не достигается, происходит фрустрация... А когда ты чуть более свободно к этому относишься, подсознание все делает само. Просто нужно понимать его, уметь с ним беседовать.

"Ищи, оправдывай, иди к другим глазам"

- Я приехал в Ульяновск, потому что там был хороший театр. Ну, еще родина Ленина. Мы воспитывались в определенной идеологии. И когда началось свержение предыдущих "богов" (социализм, Ленин), все это проходило по нашим сердцам. Для меня это был внутренний удар. Не могу сказать, что я поклонялся имени Ленина. Но я был пионером, потом комсомольцем. В партию не вступал. И не собирался. Уже к тому времени осознал, что занимаюсь чем-то другим. Многие вещи меня не волнуют. Например, на сколько богаче мой сосед. У меня не возникает чувства ущербности по поводу того, что кто-то живет в коттедже, а я жил в панельном доме. И совсем недавно осуществилась мечта нашей семьи - мы обменяли городскую квартиру на частный дом с садом. Внук просто счастлив.

- Во что вы верите?

- Я верю в нечто лучшее - в себе, в окружающих. В то, что мир в потенциале гораздо лучше, чем он есть на самом деле. Я утопист, я знаю.

- Сколько себя вы вкладываете в роль? Кто больше дает: вы своему герою или он вам?

- Это взаимопроникаемость какая-то, что ли... Тут трудно поставить критерий: вот на этой роли я чему-то научился. А там я вложил больше себя. Но если ты себя не вкладываешь, то в принципе роль можно представить, даже разыграть, но насколько это будет иметь воздействие на зрителя - неизвестно. Одна из основных составляющих театра в том, что каждый должен получить удовольствие от того, что делает. Есть спектакли, которые начинаешь без сил. А когда заканчиваешь, ощущаешь, что мог бы сыграть еще целый спектакль. Это зависит от того, насколько близко по природе ты существовал, насколько творческим был в этой роли. Некоторые великие режиссеры - и не только режиссеры - считают, что человек с того момента, как родился, начинает умирать. Но когда он творит, физическое время для него останавливается. Человек - потенциально творец, с детства. Воспитанием мы в себе это закрываем, но, слава Богу, кто-то продолжает быть творцом. Творцом можно быть в любом деле, например, в делании табуреток. И тогда вы поднимаетесь над обыденностью.

- Оторваться, воспарить над суетой - это позитивное начало. А как же глобальные вещи: "Король Лир", "Гамлет"?

- "Король Лир" дает кучу вопросов, на которые у меня нет ответа. Каждый спектакль - эксперимент. Это интересно чисто в творческом плане - как это вытащить? Как понять? Роль Лира столько играли, и такие великие актеры... Но что он в сегодняшнем дне? Человек не знает своего конца. Он не понимает, не может знать, когда ему нужно остановиться, он беспределен. Кажется, что дальше невозможно, а он может! Конечно, он не совершенен, но именно это меня больше всего привлекает. Хотя в этом спектакле есть еще та глубина, которую мы не достигаем, поэтому и зритель не достигает. Он больше следит за интригой: с кем останется король? Кто в кого влюбится? А есть еще что-то...

- Какие у вас еще любимые роли?

- Все, которые я сейчас играю - любимые. Есть недоигранные. Беккет. "Последняя лента Креппа". Это такой интересный материал! Моноспектакль - не для большой аудитории. Это пьеса для малой сцены. Там глаза нужны. Там такое существование, что я вижу, что вы есть. И я сейчас должен вам что-то сказать. Насколько вы готовы это понять? Откроется ли сердце? Есть моменты, когда я подхожу к зрителю и вижу глаза. И понимаю: он не пойдет навстречу. Тогда ищи, оправдывай, иди к другим глазам. Вообще смысл жизни в том, чтобы жить, получать удовольствие от жизни. У меня не всегда это получается. Часто вообще не получается. Но удовольствие складывается из простых вещей. Вот если у тебя студент что-то не делает, а потом сделал - удовольствие. Роль не получается, потом получилась - тоже удовольствие. Еще - интерес: мой интерес к вам, мой интерес к жизни. А еще - чтобы зрителю было интересно. Интерес - вот главное слово.

Депутаты ближе к жизни, чем мы представляем

- Когда я стал депутатом Законодательного Собрания, стал чаще встречаться с людьми, расширился диапазон взгляда. Оказалось, что многие депутаты гораздо ближе к жизни, чем мы это себе представляем. Всегда интересно, как люди проявляются. Вот они тихие-тихие. И вдруг возникает острота, которая всех цепляет. Мне очень интересно работать в Законодательном Собрании, хотя актер и власть - вроде бы вещи несовместимые и спорные. Есть точка зрения, что для художника это вообще неприемлемо. Он должен быть оппозиционен власти. Некоторые как-то пытаются отделить себя, абстрагироваться от общества. Хотя я понимаю, что мы несвободны. С одной стороны, Законодательное Собрание ограничивает меня, я меньше времени стал отдавать искусству. Поймите правильно, я не пытаюсь уйти из творчества - просто трудно совмещать по времени. А психологически - интересно. Если исходить из посылки "что ты можешь", пусть не сразу и не скоро, но как-то на что-то влиять. Я не знаю умных слов типа "лоббировать интересы", но могу обращать внимание депутатов на какие-то вещи, которые меня волнуют. Не знаю, как много я могу принести пользы. Самое страшное - это успокоиться на том, что ты попал в ЗС и сидишь там, принимаешь какие-то законы, голосуешь или споришь с тем или с этим. А в жизни тебя уже как бы не существует, ты не видишь, что что-то происходит...

Я должен оставаться артистом, потому что я из себя ценность представляю как артист. Весь мир - театр. Каждый играет какую-то роль: лидера, оппозиционера, борца за справедливость, жертвы. Вот человек, который не считает себя жертвой, а его вдруг ставят в эту позицию. Это король Лир. Не могу сказать, что я специально что-то подсмотрел, потом добавил в Лира. Просто хороший драматургический материал, в нем много заложено. Когда начинаешь над ним работать, привносишь свой жизненный опыт. Еще, конечно, режиссер руководит. С режиссером я пытаюсь сотворчествовать - насколько это возможно. Не люблю быть просто пешкой. Любая пьеса - живой организм. Его нужно выносить, родить, а потом он должен развиваться по законам живого организма.

- Говорят, у вас безумно ревнивая жена?

- Это провокация. У меня замечательная жена. Иногда мне даже обидно, до чего она не ревнива. Елена - мой талисман. Когда она рядом, я ощущаю внутренний комфорт.

- Каким вы видите финал статьи?

- Финала не должно быть. Спектакль, который финально ясен, неинтересен. Нужно всегда оставлять вопрос. Это лучше, чем когда все точки над i расставят. Может, красиво расставят, но вы меньше получите для себя. После спектакля человек должен размышлять, искать ответы на вопросы, которые его волнуют.

ДОСЬЕ

Борис Александров родился 31 октября 1949 г. в селе Партизанское Бузулукского района Оренбургской области. В 1971 году окончил ГИТИС. Работает в Ульяновском театре драмы. Сыграл более 100 ролей, участвовал в фестивалях театрального искусства в Германии, Польше. Является председателем Ульяновской организации Союза театральных деятелей. С 1997 года преподает на актёрском отделении УлГУ. В 2002 году получил звание Народный артист России. Депутат Законодательного Собрания Ульяновской области четвертого созыва, является одним из разработчиков законопроекта "О творческих союзах и творческих работниках Ульяновской области" ("Скорее чуть- чуть принимал участие, и закон очень сырой, как и все законы о культуре, даже на уровне Госдумы").

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество