В июне прошлого года прокуратура Заволжского района обязала мэрию признать дом N 23 по улице Ленинградской аварийным жильем.
В "АиФ" N 38 от 17 сентября мы рассказывали о проблемах переселения. Оно пока не завершилось.
- Дом построен в 1937 году, - говорит начальник отдела по учету и распределению жилой площади мэрии Ульяновска Людмила Куприянова. - Здание находилось на балансе машиностроительного завода им. Володарского, а в 2004 году было передано в муниципальную собственность. В 32 квартирах зарегистрировано 67 семей. Нашему отделу было поручено организовать работу по отселению жителей. За счет городского бюджета приобрели 42 квартиры в новых домах. Договор социального найма получила 31 семья, право собственности оформляют 36 семей. Три семьи отказались от переселения в новые жилые дома (две фактически проживают в другом месте), требуя предоставления отдельной квартиры взамен коммунальной. Однако на основании ст. 89 Жилищного кодекса РФ этим горожанам может быть предоставлено жилье, равноценное площади квартиры, занимаемой до переезда. Людей переселяют из непригодного для проживания жилья в пригодное. По закону жилье выделяется в соответствии с требованиями занимаемой общей жилплощади, а не жилой.
"Мятежная" Тихонова
В комнате Людмилы Тихоновой общей площадью 29,64 кв. метра прописано три человека, но фактически живут четыре: она сама, дочь с мужем и трехлетний внук Сережа. Сначала им предложили переехать в две комнаты общей площадью 37,25 кв. метра в трехкомнатной квартире, но они отказались. Затем семье выделили комнату общей площадью 38,5 кв. метра в двухкомнатной квартире. Людмила снова отказалась, опасаясь, что теперь не сможет встать на очередь на квартиру, поскольку жилая площадь новой комнаты (18 кв. м) меньше прежней (22,8 кв. м).
Решением Заволжского суда от 11.11.2008 действия мэрии признаны обоснованными. Суд постановил выселить семью из занимаемой ими комнаты. Решение суда является основанием для снятия с регистрационного учета. Однако жильцы подали апелляцию в областной суд. А пока переселились в другой подъезд. "Мятежным" жильцам отключали электричество и пытались отключить газ.
- Уже приехали рабочие, - говорит Людмила Олеговна. - Я стала звонить в редакцию "АиФ". Они услышали и тут же уехали. Так мы остались с газом.
С точки зрения закона
Ситуацию комментирует директор юридической компании "Инит-Партнёр", кандидат юридических наук Ольга Прокофьева:
- Поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, оно должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. При этом граждане, которым предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если они не утратили основания состоять на таком учете. Я полагаю, что при предоставлении гражданам другого жилого помещения все-таки должны быть учтены положения ст. 58 ЖК РФ, где говорится: заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
Получается, что требовать отдельную квартиру жильцы коммуналки по закону права не имеют. Если суд учтет ст. 58
ЖК РФ, самое большее, на что они могут рассчитывать, - это две комнаты опять же в коммунальной квартире.
А относительно отключений коммуникаций ситуацию прокомментировал старший помощник прокурора по Ульяновской области Василий Зима:
- Решение суда вступает в силу с момента рассмотрения дела в судебной коллегии по гражданским делам. До этого момента ни выселять жильцов, ни отключать им электроэнергию или газ никто права не имеет.