Примерное время чтения: 4 минуты
59

Какой еще кризис?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ - Ульяновск 03/12/2008

О том, что ждет экономику области в обозримом будущем, делается немало прогнозов.

Особенно этот вопрос начал волновать и народ, и власть сейчас, когда разразился экономический кризис... А вот Анатолий Лапин, доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления УлГУ, полагает, что и кризиса-то никакого нет.

- Анатолий Евгеньевич, если кризиса нет, то почему все так взволнованы?

- Термин "кризис" к тому, что происходит сейчас, неприменим. Можно говорить лишь об определенном этапе нестабильности, который может привести к кризису. А может и не привести. Кризис - это серьезное падение производства, высокая безработица, неплатежи, снижение реальных доходов населения. Сейчас есть только процессы, которые дестабилизируют ульяновскую экономику и толкают ее к кризису. А в том, что нефть дешевеет, есть и плюсы для российской экономики - может быть, мы наконец-то перейдем к производству высокотехнологичной продукции.

- Но ведь действительно у бизнеса в последнее время появились серьезные проблемы с получением кредитов...

- Нельзя на кредитах строить весь бизнес. Если возрастает количество заемщиков, то растет и объем неплатежей. Что для бизнеса кредит - средства для старта деятельности, первоначальный этап развития. Потом бизнес должен возвращать эти деньги за счет собственной прибыли. Кредиты в процессе функционирования бизнеса берутся на крупные проекты, системные изменения. Есть масса других источников привлечения средств: можно создавать партнерства, ассоциации, союзы, выпускать собственные ценные бумаги. Основой должна быть собственная эффективная деятельность, приносящая прибыль. Кредит - это дорогой источник пополнения оборотных средств. Это высокий процент, это жесткий график возврата денег.

- По-вашему получается, что сегодняшняя ситуация - даже на благо экономике...

- Не исключено. Период нестабильности заставит бизнес ориентироваться на собственные ресурсы, повышать рентабельность производства, снижать затраты, расширять рынки сбыта, совершенствовать технологии. Источников для повышения эффективности - море!

- Но ведь на многих предприятиях уже начались сокращения...

- Их даже с натяжкой нельзя назвать массовыми. Безо всякого "кризиса" в Ульяновской области за последние три года от шести до восьми тысяч человек ежемесячно меняло работу. Человек всегда ищет, где лучше. И нет никаких фактов, указывающих на то, что ситуация вышла из-под контроля. Другое дело - что многие предприниматели, прикрываясь "кризисом", пытаются возместить потери от собственной неэффективности. Вот за этим власти должны следить.

- Каков ваш прогноз дальнейшего развития событий?

- Все будет ясно в течение полугода. Если за это время финансовая нестабильность не перейдет в реальный сектор экономики, то и кризиса не будет.

- Остается только позавидовать вашему оптимизму.

- А я не сказал, что с оптимизмом смотрю в будущее ульяновской экономики. Кроме так называемого кризиса есть и более серьезные экономические проблемы.

- Например?

- Во-первых, это резкое сокращения населения - его темпы примерно в два раза выше, чем в среднем по стране. С 1996 года - на 12%, или 170 тыс. человек. Во-вторых, низкая зарплата. По уровню оплаты труда мы на предпоследнем месте в ПФО и на 71 месте из 83 регионов России. Средняя зарплата здесь на 40% ниже среднероссийской. Если не удастся преодолеть этот разрыв за три года, мы растеряем весь квалифицированный персонал. В-третьих, у нас серьезные проблемы с конкурентоспособностью региона. С нами соседствуют лидеры ПФО - Самара и Казань, несравнимые с нами по своему экономическому потенциалу. Они, как пылесос, вытягивают из нас ресурсы - и финансовые, и кадровые. Лидеры становятся сильней - аутсайдеры еще больше отстают.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах