По итогам первого полугодия текущего года областной бюджет оказался профицитным.
Об этом стало известно на заседании комитета Законодательного Собрания по бюджетной политике и налогам, прошедшем 16 сентября. Как оказалось, план по расходам выполнен только на 44,4 процента. Почему-то запланированные в бюджете расходы оказались невостребованными...
Утром деньги, а вечером?
Уже три года все государственные и муниципальные закупки, проекты и программы осуществляются через процедуру торгов, аукционов, тендеров. Что же реально дало это нововведение экономике города и области?
Как показала практика, те, кто разрабатывал соответствующий закон, не заметили вовремя всех "подводных камней", и это привело к системному кризису, который сейчас "соответствующие органы" упорно не желают замечать.
Например, есть такой норматив: авансовые выплаты исполнителю госзаказа не могут превышать тридцати процентов от сметной стоимости работ. Но у организации, которая осуществляет проект, как правило, нет свободных денег. К тому же, часто не учитывается инфляция, когда смета остается прежней, а стоимость работ и материалов растет. Приходится либо сворачивать работы, либо начинать "кроить": делать меньший объем работ, снижать качество их выполнения. Создается ситуация, когда организация вынуждена обманывать государство.
В результате бюджетные средства либо не осваиваются вообще, либо делается это в конце года - в авральном порядке. Если не изменить сложившийся порядок, то это так и будет тормозить все начинания, в том числе и национальные проекты.
Сама процедура проведения торгов приводит к тому, что порой две трети времени уходит не на реализацию программ, а на проведение конкурсных процедур.
Конкурсные
процедуры -
как минное поле
Казалось бы, непосредственному заказчику лучше знать, что ему требуется в результате выполнения работ. Но зачем-то на уровне городских и областных властей созданы специальные структуры по проведению торгов, которые по сути являются посредниками и которые необходимо содержать.
В результате усложненного, забюрократизированного механизма многие проекты просто не доживают до реализации.
Эту ситуацию прокомментировал председатель Комитета по охране окружающей среды мэрии Ульяновска Андрей Салтыков: "До того как была введена процедура торгов, мы могли заключить любой контракт за три дня. Сейчас та же самая процедура занимает не менее трех месяцев, а иногда полгода. Раньше можно было самостоятельно распоряжаться выделенными средствами и отвечать за качество работ. Сейчас мы теряем время и деньги. Нередко руководители просто бегут от таких денег. Брать бюджетные деньги в середине года просто опасно, потому что есть риск их не освоить...".
Жуликам торги не мешают
Казалось бы, давно пора сделать простой вывод: механизм торгов порочен, конкурсы только "съедают" время и деньги. Впрочем, в региональном министерстве экономики считают, что в реалиях сегодняшнего дня такой подход полностью оправдан. В практике закупок имеют место случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения государственных и муниципальных контрактов по вине поставщиков. Усугубляет ситуацию еще и возможность получения фирмами-однодневками аванса от заказчика без дальнейшего исполнения своих обязанностей.
Последняя фраза нисколько не проясняет ситуации: существующий порядок нисколько не препятствует фирмам-однодневкам участвовать в торгах, выигрывать их, забирать аванс и исчезать вместе с ним. Получается, что одни проблемы не решаются, зато создаются другие. И нет ничего удивительного в том, что в таких условиях не исполняется расходная часть бюджета.