«Меня гнали, будут гнать и вас»
- Отец Димитрий, в чем вы видите причину проявившихся в последнее время антицерковных настроений в обществе? Стихийны они, на ваш взгляд, или кем-то организованы?
Отец Дмитрий: Когда начинаешь себя защищать, в душе возникают нехристианские чувства |
- Христианская церковь никогда не была свободна от гонений. Все две тысячи лет своей истории… Первые три века своего существования она была гонима государственной властью, исповедующей язычество. Первые христианские мученики – люди, которые пострадали за веру. Но и по прошествии этого времени ни одного века не было, чтобы на Церковь кто-нибудь не нападал. В ХХ веке Русская Православная Церковь, гонимая Советской властью, не существовала в публичном пространстве. С точки зрения неверующих людей она представляла собой некую маргинальную организацию, обреченную на уничтожение. Хрущев обещал народу «показать последнего попа».
С 1988 года Церковь вернулась в публичное пространство. Первоначально обществу было не до Церкви, в представлениях людей все переворачивалось с ног на голову. Один цвет идеологии менялся в сознании народа на другой. Теперь же, уж не знаю кому персонально, но, несомненно, каким-то врагам Церкви, понадобилось представить колеблющимся, сомневающимся, малоцерковным людям, что Христианская Церковь - есть что-то плохое. Это не чисто российское явление… Явление мировое. Мы знаем, что в Англии запрещается носить крест на одежде – вплоть до увольнения с работы и судебного преследования. Италию в прошлом году лихорадило по поводу запрещения установки распятий в школах. Только судебным решением позволили это сделать, хотя Италия – это страна, которая всю свою историю прожила под знаком креста и в соседстве с римским престолом. Так что Россия в поднимающейся в мире волне нападок на христианство - не исключение из правила… Далеко не исключение.
- Но имеются, однако же, национальные особенности…
- Конечно, имеются. Ну что сказать?.. Волна неких антицерковных акций развивалась скорее в медийном пространстве и очень долгое время никак не волновала церковный народ. Церковные люди – это люди, которые мало знакомятся с сообщениями средств массовой информации, мало смотрят телевизор, мало читают прессу. Вечные вопросы в сознании христиан часто гораздо более значимы, чем проблемы повседневной жизни.
В поддержку Pussy Riot вандалы осквернили старейших храм Пскова. Фото АиФ. |
Только когда начались уже какие-то целенаправленные хулиганские действия в храмах, спиливание крестов и тому подобные кощунства, это стало волновать православных, и они обратились к нам с вопросами, почему это происходит.
В Евангелии от Иоанна Христос говорит апостолам: «Меня гнали, будут гнать и вас». Те, кто гнал Христа в прежние века, обязательно будут гнать его и впредь. Потому что душа, которая имеет в себе иные ценности, не может не сопротивляться ценностям христианским.
Кто обвиняет церковь в роскоши, как правило, сам не жертвовал
- Может быть, это объясняется и тем, что люди осмыслили все негативное, что произошло за последние 30 с лишним лет и связали появление Церкви в публичном пространстве как раз с этим негативом? Люди ностальгируют по СССР, а тогда Церкви в публичном пространстве, как вы заметили, не было.
- Я не думал раньше, что враждебное отношение к Церкви может быть вызвано антигосударственными настроениями. Может быть, вы и правы. Но тогда оказывается, что Церковь страдает вместе с государством от враждебных обоим социальным институтам элементов. Это почетно и заслуживает благодарности со стороны государства. Но, наверное, это не совсем так.
Я разговаривал с людьми, которые обвиняют Церковь. Главное обвинение: Церковь утопает в роскоши, а народ прозябает в нищете. Спрашиваю у обвинителя в лицо: скажите, вы лично сколько денег дали Церкви, что у вас так душа болит? Хоть один рубль пожертвовали? Да ни в жизнь! Ну откуда же у вас вот такое болезненное переживание… Те люди, которые приносят в Церковь деньги, приносят их с радостью, потому что хотят поддержать свои святыни. Принося свои деньги, они занимаются не саморазорением, а самоутверждением. Они таким образом себя и свои ценности в мире утверждают.
Кто-то со стороны вдруг начинает внушать людям, далеким от Церкви, обратное. Убеждают, что Церковь такая-сякая, она занимается одурманиванием, оболваниванием народа для того, чтобы обирать народ. Реанимируется старый лозунг марксизма-ленинизма: «Церковь – опиум для народа».
Я думаю, что негативные примеры, которые предъявляются в средствах массовой информации, в церковной среде встречаются гораздо реже, чем во внецерковной.
Такой снобизм, такая грубость, презрение к народу, к простым людям, в чем обвиняют священнослужителей… Среди «новых русских», едва лишь обогатившихся, хамство встречается гораздо чаще, чем в храме.
Скажем, те же самые автомобильные аварии. Они на дорогах страны происходят ежедневно десятками и сотнями. Но обязательно нужно аварию со священником вынести на первую линию средств массовой информации… Представить ее как сенсацию…
В Омске вандалы облили краской крест, установленный на месте будущей часовни. Фото Superomsk.ru |
Церковь - это Тело Христово. То есть тело, живущее в мире, соприкасающееся со всеми стихиями мира и нуждающееся для своего существования в самых разных условиях. Здания храмов нужно содержать, обогревать, освещать, ремонтировать. И автостоянка Церкви нужна, если люди приехали издалека.
У церкви есть организация, есть бюрократический аппарат, в работе которого возможны заслуживающие критики бюрократические перекосы.
Вопрос не в том, есть это или нет, а в том, для чего Церковь в мире существует. А она существует для того, чтобы люди общались с Богом. И все это Тело Христово - оно только для этого, чтобы люди причащались, исповедовались, молились. Церковь – общество организованного поклонения Богу, призванное обеспечить людям возможность более правильного и легкого богообщения. А телесное ее присутствие в мире не так уж сильно отличается от телесного присутствия каких-то других субъектов.
Не нужно защищаться: «ударили по правой щеке – подставь левую»
- Как противостоять?
- Сейчас существует очень большой соблазн для церковного народа. Это проходит даже в некоторых церковных СМИ: «Нас призывают защищать свои святыни. Пишут, что нужно организовывать дружины православных хоругвеносцев, православных заступников, защитников святынь». Считаю это в корне неверным.
Недаром есть заповедь: ударили по правой щеке – подставь левую.
Когда начинаешь себя защищать, в душе возникают те же нехристианские чувства, что и у врагов Церкви. Хочется всех раздавить, порвать на части…
- Как же быть-то в этом случае?
- Есть такая молитва: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». Самое сильное воздействие, которое может быть оказано на врагов, отражено в этой молитве. Расточатся, то есть будут рассеяны, превратятся из организованной силы в какую-то непонятную массу, которая сама не знает, чего она хочет. Врагов можно победить идейно, победить любовью, верою, спокойствием, благодушием. Если в храме стоит народ и вдруг кто-то в храме начинает делать что-то неподобающее, нужно вежливо попросить выйти из храма, отдохнуть, успокоиться. Подобные вещи могут быть остановлены спокойным неприятием этих эксцессов народом. Ну, а если это будет грубая сила, подготовленная и нагло врывающаяся в храм … Здесь государство должно защищать порядок. Я очень надеюсь, что государство сможет уберечь порядок в любом публичном пространстве. Мы не требуем от государства для себя какой-то особой защиты.
Пару лет назад было сообщение – какая-то «активистка» на Вечном огне поджарила яичницу. Дальше уже некуда. Человек, который заявил свою позицию по отношению к святыням всего народа. Вечный огонь – память о людях, отдавших жизнь за сохранение независимости страны от нашествия врагов. И человек сознательно его осквернил.
Если осквернители святынь действуют силой и после спокойных разъяснений не уходят, здесь должен вмешаться полицейский. Я боюсь, что организация собственных боевых дружин обойдется Церкви гораздо дороже и последствия будут гораздо более тяжелые, чем тот вандализм, для защиты от которого их хотят организовать.
- Каким же должно быть наказание за такие действия?
- Быстрым и неотвратимым. Не очень строгим, но чувствительным.
Смотрите также:
- Владыка Феофан: Камней не осталось, кто разрушил храмы, тот их восстановит →
- Пенсионерка Нонна Макашова: «Чтобы увидеть мир – можно и рубашку продать» →
- Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл: путь к Началу →