Илья Арланов, настоятель Свято-Димитриевского храма в селе Чувашская Кулатка, занимается не только церковным служением, но и открыл собственное фермерское хозяйство. Более того, местные жители оказали ему доверие, избрав своего пастыря сельским старостой. Отец Илья поделился с нами своими проблемами, радостями, взглядами на жизнь и общество.
Главное - служение
С. Юрьев: Илья Николаевич, не трудно ли находиться сразу в трёх ипостасях – священника, фермера и сельского старосты? Любого из этих дел хватило бы, чтобы занять человека целиком…
И. Арланов: На первом месте для меня всегда было и остаётся церковное служение. Я не могу, сославшись на занятость, отказать людям в совершении каких-либо треб – венчания, крещения, освящения. Я должен исполнить все службы, все обряды, провести духовные беседы в школах и только после этого могу заниматься прочими делами. После того, как на территории Ульяновской области образовалась Барышская епархия, в ведении которой находится наш приход, епископ Филарет назначил меня председателем миссионерского отдела, и это тоже налагает дополнительные послушания.
- В чём состоит миссионерская деятельность?
- Это, в первую очередь, просветительская деятельность среди неверующих и среди тех, кто крещён, но не воцерковлен. Сюда же относится и антисектантская миссия.
Работа с молодёжью – тоже часть церковной деятельности. Я, кстати, окормляю ещё один приход – в селе Верхняя Маза Радищевского района, где уже более шести лет в школе идёт преподавание основ православной культуры. Здесь, в Чувашской Кулатке, при храме создана воскресная школа, и мы стараемся эти занятия делать максимально интересными, устраиваем паломнические поездки, фестивали. Перед праздником Радоницы вместе с детьми занимаемся благоустройством местного кладбища. В этом году мои ученики сделали мне прекрасный подарок на Рождество: выпускники воскресной школы, которые уже разъехались – кто с Самару, кто в Тольятти, кто в Ульяновск, дружно собрались. И я увидел, что наше общение не прошло напрасно, что оно оказало большое влияние на их мировоззрение, помогло сформировать верные взгляды на жизнь, семью, воспитание детей, работу, дало нравственные ориентиры.
- Много ли вообще прихожан среди молодёжи?
- Православных в районе вообще немного – не более пятисот человек, но молодёжь составляет значительную их часть. У нас в церкви на клиросе поёт детский хор под управлением моей супруги. А в качестве алтарников во время служб помогают молодые ребята.
- В области до сих пор много пустующих храмов. Как с этим быть?
- Я знаю позицию нашего митрополита, который неоднократно высказывался за то, чтобы ни один храм не был заброшен, чтобы они перестали быть напоминанием о тех десятилетиях, когда церковь была гонима. Но не думаю, что эту проблему можно решить быстро. Но далеко не всё зависит от светских властей и духовных иерархов. Нужно менять сознание людей, прививать ценности Православия. В храме должны быть прихожане, но пока, видимо, не везде это возможно.
Островок Православия
- Легко ли быть православным священником на территории, где большинство населения исповедует ислам?
- В этом есть не только минусы, но и плюсы. Православных здесь, действительно, немного, и власти Старокулаткинского района очень трепетно относятся к их проблемам, очень внимательно следят за соблюдением их прав, не допускают, чтобы хоть как-то были ущемлены их интересы. Можно сказать, что эта задача для них стоит на одном из первых мест. Мы никогда не чувствовали себя здесь хоть в чём-то ущемлёнными. Даже храм, где я сейчас служу, строили татары. Кстати, православные столь же трепетно относятся к интересам и правам мусульман на тех территориях, где большинство составляют христиане. Такие взаимоотношения между православием и исламом на территории области, да и всей России является общепринятой нормой.
С другой стороны, в нашем районе практически нет руководителей и представителей серьёзного бизнеса православного вероисповедания, которые сами бы принимали активное участие в церковной жизни и поддерживали храм. Опереться особо не на кого… Именно это обстоятельство и послужило главной причиной того, что я решил создать собственное фермерское хозяйство. Храму нужна экономическая основа, и значительная часть доходов идёт на церковные нужды. Нам, конечно, существенную помощь оказывают мусульмане. Например, нынешний глава района Эдуард ГАНЕЕВ в своё время вложил немало собственных средств в строительство нашего храма. Во многом помог и продолжает помогать мне и как священнику, и как фермеру председатель СПК «Бахтеевский» Мухаррям САЛИХОВ. Благодаря ему, у меня есть возможность сдавать продукцию без посредников – непосредственно на маслозавод.
- А как складываются отношения с местным муллой?
- Мечеть находится в соседней Бахтеевке, и с местным муллой, и с главным имамом района у меня сложились дружеские доверительные отношения. Делимся проблемами наших приходов, и проблемы эти очень похожи. И задача у нас общая – дать людям духовный и нравственный стержень.
Жить по заповедям Божьим
- В чём смысл работы сельского старосты?
- Староста – должность общественная, и властных полномочий она не предусматривает. Но смысл в том, что старосту избирают люди, и его мнение, его позиция – это тот глас народа, который легче донести до представителей власти, голос, к которому прислушиваются, который учитывают, принимая какие-либо решения и на муниципальном, и на областном уровне. Например, с помощью главы района, с помощью председателя СПК нам удалось решить наболевшую проблему с продажей в местных торговых точках «фанфуриков» спиртовой настойки боярышника и «перчика». Оказалось достаточным просто поговорить с предпринимателями, и этот дешёвый и опасный для жизни и здоровья алкоголь исчез с прилавков наших магазинов. Никого не пришлось долго уговаривать. Все осознали, что травить людей нехорошо.
- Вернёмся к фермерскому хозяйству… Без начальных инвестиций сейчас бизнес не начнёшь. Откуда взялся начальный капитал?
- Тут мне следует поблагодарить «Россельхозбанк», который предоставил кредит на вполне приемлемых условиях. Сначала закупил дойных коров, поскольку молоко начинает давать прибыль сразу. Затем на кредитные средства начал приобретать технику, а 2012 году удалось получить грант, который вложил в строительство нового коровника. Вообще, сельское хозяйство – дело довольно рискованное. Достаточно вспомнить засухи 2010 и 2013 годов. Какую-то уверенность в перспективах даёт государственная поддержка, и если бы не областная программа помощи крестьянско-фермерским хозяйствам, даже не знаю, как бы у меня сейчас шли дела.
- Но почему даже при такой поддержке какого-то серьёзного рывка в развитии сельского хозяйства в области не наблюдается…
- Когда я начинал в 2007 году, закупочная цена молока составляла 12 рублей за литр. Литр солярки в тот момент стоил 14 рублей. До 2012 года цена на молоко стояла на месте, а дизтопливо подорожало более чем вдвое. Это одна из причин… Вторая - от капризов погоды в наших широтах никто не застрахован.
Ещё одна проблема в том, что очень многие молодые люди покидают сёла в погоне за «городскими огнями», большими деньгами и прочими «удобствами». В этой погоне проходят годы, и часто они не успевают даже создать семьи, обрести собственный дом. И многие почему-то не понимают, какие возможности может дать работа на своей земле. Если трудиться, засучив рукава, то работа на селе открывает даже большие перспективы, чем городская жизнь. Те, кто гоняется за лёгкими деньгами, рано или поздно поймут, что лёгких денег в принципе не бывает, но понимание это может прийти слишком поздно. Удивляет и огорчает то, что многие молодые люди живут в городах, приобретают массу ненужных вещей, берут кредиты, за которые нередко расплачиваются их родители, дедушки и бабушки, жертвуя на это свои скромные пенсии. А ведь по совести всё должно быть наоборот – молодёжь должна заботиться о своих стариках. В нашем обществе пока не хватает чувства ответственности, не хватает жизни по заповедям Божьим. Но я верю в то, что всё это придёт. Не вдруг, не сразу – но придёт. А без веры и надежды жизнь не имеет смысла.