27 августа, уже после того, как региональное Министерство экономики вывесило на своем сайте новые нормативы на коммунальные услуги, было опубликовано Постановление Правительства РФ №857, которое позволяет платить за отопление по-старому. Значит, если будет на то воля нашей власти, коммунальные платежи с 1 сентября не вырастут.
Очередное повышение платежей за коммуналку с 1 сентября – одна из самых обсуждаемых новостей последней недели. На этот раз речь о повышении не тарифа, а норматива на потребление воды, тепла, электроэнергии. Принцип понятен: больше получаем ресурса - больше платим.
Львиная доля в расходах на коммуналку, как известно, приходится на оплату тепла, поэтому пока только про гигакалории. И фишка тут не только в том, что нормативы на них увеличились. Во-первых, введена плата за тепло не только в квартире, но в местах общего пользования (подъезды, подвалы и т.д.). Во-вторых, нормативы в новом варианте - дифференцированные: для одних домов больше, для других меньше. И принцип тут действует железный: «чем хуже жилье, тем дороже».
Специалисты регионального Минэкономики разделили жилье на две крупные категории: построенное до 1999 г. и после. И на «подкатегории» по этажности. Получилось: чем «старше» и ниже дом, тем больше он потребляет тепла. Самыми экономичными потребителями оказались новые 9-этажки, самыми затратными - 1-2-этажные дома старой постройки. Конкретные цифры – в общем доступе, на сайте министерства (https://tarif.ulgov.ru/law/2353.html).
Можно ли все старые дома оптом записывать в затратные по теплоснабжению (ведь многие из них в хорошем состоянии, и стены у них в разы толще, чем в новостройках) - вопрос спорный, но тут, как говорится, без комментариев: работа министерских специалистов на обсуждение не выносилась.
Дифференцированный принцип подхода к нормативам пытались внедрить в практику еще в 2009 году, но тогда власть остереглась – дело пахло социальным взрывом. Спустя три года все было чисто: новые нормативы со всеми их особенностями - требование федерального законодательства. Ситуация кардинально изменилась 27 августа, когда было опубликовано Постановление Правительства №857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Оно дает субъектам Федерации право рассчитывать размер платы за отопление на выбор – по новым нормативам или по старым, которые действовали «по состоянию на 30 июня 2012 года». До 15 сентября власть на местах должна принять решение и сообщить о нем в Москву. Как решит, так и будем платить – вплоть до 2014 года включительно.
А это уж, действительно, решение политическое. Дело ведь не только в принятии новых нормативов, они сопутствуют запуску целой системы мероприятий, направленных на уничтожение старой «язвы», имя которой – «выпадающие доходы». Другими словами, разницы между суммой, которую энергетики, по их утверждению, тратят на обеспечение городского многоквартирного жилья теплоресурсами (тут и горячее водоснабжение, и отопление), и которую реально получают в качестве платежей. Эта дельта только по Ульяновску - порядка четырех миллиардов рублей. Долги реальные, то есть то, что потребителям было начислено, но не было оплачено - порядка 800 миллионов рублей. Остальное предъявить некому. Потому что остальное – издержки системы, в числе которых: несовершенство схемы теплоснабжения города, бесхозяйные сети, голые теплотрассы, отсутствие регулировки при подаче ресурса, текущие подвалы, выбитые двери и окна в подъездах и прочий коммунальный развал…
Ближе к зиме жители значительной части многоквартирных домов осознают еще одну катастрофу – это новая система оплаты горячего водоснабжения в отопительный сезон. Эта новость в СМИ обсуждалась летом, но по причине сезонной неактуальности заглохла. А суть в том, что в домах с двухтрубной системой теплоснабжения вода поступает по одной трубе и одной температуры и для отопления, и для ГВС. И даже если нам не нужны огненные полотенцесушители и водица под 90 градусов из «горячего» крана (норма – 60), оплатить затраты энергетиков за перегрев придется. Это тоже сюрприз от законодателей.
Можно ли было по уму, не нагибая жестко население, разобраться с «выпадающими доходами»? Теоретически можно. Для этого надо было ликвидировать разруху во всей ЖК-системе, а заодно и в головах. Начиная реформу ЖКХ по западному образцу, государство изначально планировало привести многоквартирный жилой фонд страны в порядок. Но затея провалилась: например, в Ульяновской области полностью капитально отремонтировано только 3-4% многоквартирных домов. Областная программа только начинает работать и масштабность ее вызывает сомнение: пока в планах отремонтировать капитально только 50 домов на всю область.
Еще один момент. Нормативы нормативами, но в целом нас приводят к тому, чтобы платить по факту. Законодатель обязал оснастить российское жилье общедомовыми приборами учета на все ресурсы. В Ульяновске этот процесс идет, причем в принудительном порядке. Этим, в частности, занимаются ОАО «ВоТГК», МУПы «Теплоком», «Теплосервис», «Теплосеть». Энтузиазм энергетиков – косвенное доказательство, что новые нормативы вряд ли сильно были завышены. И даже если власть от них откажется, мало нам не покажется. Во всяком случае тем, кого успели «оприборить».
Смотрите также:
- В половине многоэтажек Ульяновска до сих пор нет общедомовых счетчиков тепла →
- ...Законно ли доначисление по горячей воде, если у меня установлен счетчик? →
- «Дорогая коммуналка!» Как она будет дорожать в Ульяновске? →