Новые нормативы на коммунальные услуги могут отменить

Фото автора

   
   

27 августа, уже после того, как региональное Министерство экономики вывесило на своем сайте новые нормативы на коммунальные услуги, было опубликовано Постановление Правительства РФ №857, которое позволяет платить за отопление по-старому. Значит, если будет на то воля нашей власти, коммунальные платежи с 1 сентября не вырастут.

Очередное повышение платежей за коммуналку с 1 сентября – одна из самых обсуждаемых новостей последней недели. На этот раз речь о повышении не тарифа, а норматива на потребление воды, тепла, электроэнергии. Принцип понятен: больше получаем ресурса - больше платим.

Львиная доля в расходах на коммуналку, как известно, приходится на оплату тепла, поэтому пока только про гигакалории. И фишка тут не только в том, что нормативы на них увеличились. Во-первых, введена плата за тепло не только в квартире, но в местах общего пользования (подъезды, подвалы и т.д.). Во-вторых, нормативы в новом варианте - дифференцированные: для одних домов больше, для других меньше. И принцип тут действует железный: «чем хуже жилье, тем дороже».

Специалисты регионального Минэкономики разделили жилье на две крупные категории: построенное до 1999 г. и после. И на «подкатегории» по этажности. Получилось: чем «старше» и ниже дом, тем больше он потребляет тепла. Самыми экономичными потребителями оказались новые 9-этажки, самыми затратными - 1-2-этажные дома старой постройки. Конкретные цифры – в общем доступе, на сайте министерства (https://tarif.ulgov.ru/law/2353.html).

Можно ли все старые дома оптом записывать в затратные по теплоснабжению (ведь многие из них в хорошем состоянии, и стены у них в разы толще, чем в новостройках) - вопрос спорный, но тут, как говорится, без комментариев: работа министерских специалистов на обсуждение не выносилась.

Дифференцированный принцип подхода к нормативам пытались внедрить в практику еще в 2009 году, но тогда власть остереглась – дело пахло социальным взрывом. Спустя три года все было чисто: новые нормативы со всеми их особенностями - требование федерального законодательства. Ситуация кардинально изменилась 27 августа, когда было опубликовано Постановление Правительства №857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Оно дает субъектам Федерации право рассчитывать размер платы за отопление на выбор – по новым нормативам или по старым, которые действовали «по состоянию на 30 июня 2012 года». До 15 сентября власть на местах должна принять решение и сообщить о нем в Москву. Как решит, так и будем платить – вплоть до 2014 года включительно.

А это уж, действительно, решение политическое. Дело ведь не только в принятии новых нормативов, они сопутствуют запуску целой системы мероприятий, направленных на уничтожение старой «язвы», имя которой – «выпадающие доходы». Другими словами, разницы между суммой, которую энергетики, по их утверждению, тратят на обеспечение городского многоквартирного жилья теплоресурсами (тут и горячее водоснабжение, и отопление), и которую реально получают в качестве платежей. Эта дельта только по Ульяновску - порядка четырех миллиардов рублей. Долги реальные, то есть то, что потребителям было начислено, но не было оплачено - порядка 800 миллионов рублей. Остальное предъявить некому. Потому что остальное – издержки системы, в числе которых: несовершенство схемы теплоснабжения города, бесхозяйные сети, голые теплотрассы, отсутствие регулировки при подаче ресурса, текущие подвалы, выбитые двери и окна в подъездах и прочий коммунальный развал…

Ближе к зиме жители значительной части многоквартирных домов осознают еще одну катастрофу – это новая система оплаты горячего водоснабжения в отопительный сезон. Эта новость в СМИ обсуждалась летом, но по причине сезонной неактуальности заглохла. А суть в том, что в домах с двухтрубной системой теплоснабжения вода поступает по одной трубе и одной температуры и для отопления, и для ГВС. И даже если нам не нужны огненные полотенцесушители и водица под 90 градусов из «горячего» крана (норма – 60), оплатить затраты энергетиков за перегрев придется. Это тоже сюрприз от законодателей.

   
   

Можно ли было по уму, не нагибая жестко население, разобраться с «выпадающими доходами»? Теоретически можно. Для этого надо было ликвидировать разруху во всей ЖК-системе, а заодно и в головах. Начиная реформу ЖКХ по западному образцу, государство изначально планировало привести многоквартирный жилой фонд страны в порядок. Но затея провалилась: например, в Ульяновской области полностью капитально отремонтировано только 3-4% многоквартирных домов. Областная программа только начинает работать и масштабность ее вызывает сомнение: пока в планах отремонтировать капитально только 50 домов на всю область.

Еще один момент. Нормативы нормативами, но в целом нас приводят к тому, чтобы платить по факту. Законодатель обязал оснастить российское жилье общедомовыми приборами учета на все ресурсы. В Ульяновске этот процесс идет, причем в принудительном порядке. Этим, в частности, занимаются ОАО «ВоТГК», МУПы «Теплоком», «Теплосервис», «Теплосеть». Энтузиазм энергетиков – косвенное доказательство, что новые нормативы вряд ли сильно были завышены. И даже если власть от них откажется, мало нам не покажется. Во всяком случае тем, кого успели «оприборить».

 

Смотрите также: