Карьера госслужащего манит подрастающее поколение. Дошло до того, что молодёжь начала охотнее идти в армию, поскольку служба в Вооружённых силах стала для юношей обязательным условием для дальнейшего трудоустройства в надзорные органы, налоговую инспекцию и силовые структуры. Да и по прочим ведомствам этот факт является дополнительным аргументом для соискания должности в органах государственной или муниципальной власти.
Чем намазано…
Естественно, граждан во власть влечёт зарплата, которая у чиновников повсеместно выше, чем в среднем по экономике. Правда, разрыв везде разный, например, в Приволжском округе он колеблется от полутора до двух с половиной раз.
Даже сама власть задумалась: не слишком ли роскошно она живёт? В Ульяновской области, например, ещё в мае этого года была разработана программа сокращения привилегий региональных чиновников и депутатов. Суть в том, что любые премии чиновникам должны согласовываться со специальной комиссией, значительно им снижаются пенсионные выплаты, а размеры единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию, которое раньше равнялось полугодовой зарплате, теперь не может превышать месячной.
Однако всё это не означает, что высокопоставленные губернские чиновники скоро начнут ездить на работу трамваями. По данным Федеральной службы государственной статистики, средняя заработная плата населения в Ульяновской области за 2013 год составила 17,3 тысячи рублей, а у чиновников областного уровня она вдвое выше - 34,8 тысячи
Однако в прессу уже просочились сведения о проекте основных направлений бюджетной политики РФ, где заявлено, что на увеличение зарплат и премий федеральным чиновникам в ближайшие три года планируется потратить 462 миллиарда рублей, что позволит удвоить среднюю зарплату госслужащих к 2018 году. Едва ли слуги народа областного и муниципального масштаба захотят сильно отстать от своих федеральных коллег, но речь, как всегда, идёт о верхушке айсберга. Средний чиновник останется на своих семнадцати - двадцати тысячах.
Лидеры и аутсайдеры
Впрочем, доходы областных и муниципальных чиновников складываются не из одной зарплаты. После публикации декларации о доходах областных и муниципальных чиновников за 2013 год выяснилось, что лидируют вовсе не первые лица регионального правительства, а муниципалы, например, двое заместителей главы администрации города - Евгений Мишин и Виктор Шемет, заработавшие соответственно- 7,35 миллиона и 4,84 миллиона рублей.
Только за ними, причём с приличным отставанием, следуют четыре областных министра - Олег Асмус, Сергей Кузьмин, Александр Чепухин и Павел Дегтярь. Губернатор Сергей Морозов занял почётное седьмое место, а в десятку самых обеспеченных чиновников вошли также заместитель главы администрации города Валерий Блохин, его непосредственный начальник Сергей Панчин и Николай Маркин, заместитель председателя правительства области. Впрочем, даже у аутсайдеров «горячей десятки» официальный годовой доход колеблется в районе двух миллионов рублей.
Впрочем, чиновничья карьера привлекательна не только прямыми финансовыми перспективами. Госслужба – это ещё и «стартовый капитал» для того, чтобы впоследствии реализовать себя в предпринимательстве, в работе на крупные сырьевые и промышленные компании, банковском секторе. В российском частном секторе пока очень немного настолько авторитетных корпораций, работа в которых была бы надёжной рекомендацией для серьёзных работодателей. Другое дело – госслужба, откуда все дороги открыты.
Сравнение уровня зарплат чиновников со средними по регионам (ПФО, 2013 год)
Регион |
Зарплата чиновника (тыс. р.) |
В средн. по региону (тыс. р.) |
Самарская область |
53,9 |
21.8 |
Оренбургская область |
53,2 |
19,7 |
Пензенская область |
37,9 |
17,6 |
Ульяновская область |
34,8 |
17,3 |
Республика Татарстан |
33,8 |
21,2 |
Республика Марий Эл |
28,9 |
15,3 |
Манит и дурманит
Константин Долинин, председатель общественной организации «Родительское собрание»
Чиновничество - разнородная масса, в которой представлены и «гоблины», и приспособленцы разных мастей, но есть ответственные и честные люди.
Правда, состав чиновничьего аппарата зачастую формируется «от первого лица». Например, если наш губернатор начинал карьеру в МВД, то и тон в его команде задают выходцы из правоохранительных органов. Точно так же при губернаторе Шаманове во власти было много военных, а при Горячеве – представителей сельскохозяйственной отрасли. Это вполне естественно. Другое дело, что власть «и манит, и дурманит», о чём мы регулярно узнаём из релизов прокуратуры и Следственного комитета.
Проработав пять лет в областном правительстве, могу сказать, что наличие некоторых постов является излишним. Иногда даже отрасли как таковой не существует, а профильный департамент всё ещё есть. Зачем? Например, практически вся промышленность – в частных руках, и регулирование ей только мешает. Хватило бы и социального блока, который контролирует исполнение социальных гарантий – и всё! Уверен в одном: чем меньше государство лезет в жизнь каждого отдельно взятого законопослушного человека, тем динамичнее будет развиваться город, область и страна.
Какой мерой мерить?
Исаак Гринберг, предприниматель, доктор технических наук:
Значительная часть чиновников выполняет нужную и полезную работу. Но! Если смотреть с позиций малого и среднего предпринимательства, то нередко сталкиваешься с фактами, когда в принципе полезные инициативы приносят вред. Например, года два назад губернатор издал распоряжение, где рекомендовал муниципальным властям издать нормативные акты, позволяющие представителям малого и среднего бизнеса получать земельные участки под строительство без торгов. И вскоре вслед за этим Ульяновская городская дума проголосовала за документ абсолютно противоположного содержания.
Областная прокуратура за пять месяцев текущего года выявила порядка 350 нарушений закона чиновниками в отношении предпринимателей, но я не слышал, чтобы кто-то из чиновников понёс наказание. Кто из них уволен? Кто предстал перед судом? Никто. Не думаю, что чиновников надо лишать привилегий, но и мера ответственности, возложенная на них, должна соответствовать тем благам, которыми они располагают.
Ненормированный труд
Василий Гвоздев, председатель комитета ЗСО по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества.
Я не считаю, что чиновники - привилегированный класс. Поверьте мне, работа государственного или муниципального служащего – это очень нелёгкий и абсолютно не нормированный труд. Люди продолжают трудиться и после окончания рабочего дня, а нередко и по выходным. Что касается зарплаты, то и здесь большого отрыва я не наблюдаю. Главный специалист получает в среднем 17-18 тысяч рублей в месяц - и это, повторяю, при работе в абсолютно непредсказуемом графике. Есть отрасли, например, банковская сфера, где рядовые сотрудники получают значительно больше. В бизнес-структурах хорошие менеджеры среднего звена зарабатывают от 30 до 40 тысяч. За меньшие деньги достаточно квалифицированного работника просто не найти. Так что, те, кто считают, что работа чиновника – очень выгодное дело, не вполне правы. В мэрии Ульяновска множество вакансий, и желающие занять эти должности вовсе не осаждают городскую администрацию.