Примерное время чтения: 3 минуты
159

Григорий Калёнов: Финансовые организации получат отпор

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ - Ульяновск 38 19/09/2018

Клиентам микрофинансовых организаций реально может помочь уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг. С 3 сентября в России начал работать финансовый омбудсмен. Пока он один на всю страну, но со временем уполномоченные по правам потребителей финансовых услуг, вероятно, появятся в округах и в регионах.

Я считаю, что государство создало инструмент, который давно был необходим. Очень много пострадавших от микрофинансовых организаций. Люди обращаются за займами, не понимая, какие это влечёт последствия. Вот конкретный пример: человек занял у микрофинансовой организации 2 тыс. рублей, отдал уже больше 30 и должен ещё почти 22 тыс. рублей. И долг продолжает расти, причём заёмщик не понимает, как он растёт: у него образование – четыре класса. Но в аналогичные ситуации попадают люди и с хорошим образованием, потому что разобраться в системе начисления процентов, пеней и штрафов, заложенных в договоре с кредитной организацией, бывает очень сложно. Что обычно предпринимает человек, который оказался в неоплатном долгу перед банком или микрофинансовой организацией? Как правило, обращается за советом к знакомым, которые тоже не обладают необходимыми знаниями, или к антиколлекторам, которые берутся решить проблему за определённое вознаграждение. То есть заёмщик, оказавшийся в сложной финансовой ситуации, таким образом ещё больше осложняет своё положение.

Что касается сложившейся судебной практики, то она, увы, – не в пользу клиентов кредитных организаций. Часто бывает, что человек обращается в суд с уверенностью, что его требования имеют под собой законную почву, но тягаться с юристами банков ему не по силам.

Финансовый омбудсмен будет разбирать претензии потребителей в досудебном порядке, и финансовые организации будут обязаны выполнять его предписания. При этом обращение к омбудсмену до суда станет обязательным.

Закон будет внедряться поэтапно – сначала он распространится на споры со страховщиками по автострахованию. С 1 января 2020 года уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг получит возможность разбирать претензии к микрофинансовым организациям, с 2021-го в систему войдут кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, кредитные организации и негосударственные пенсионные фонды.

Плюсы учреждения у нас института финансового омбудсмена вижу ещё в том, что у него будет возможность обобщать судебную и административную практику и при необходимости делать предложения по внесению изменения в закон. А тонкие места, на мой взгляд, в том, что ставка сделана на электронные обращения граждан к финансовому омбудсмену, хотя, как мы видим на практике, услугами ломбардов и микрофинансовых организаций, как правило, пользуются люди, которые не имеют возможности или не умеют пользоваться электронными сервисами.

Кроме того, смущает, что пока не до конца прописан механизм создания финансовых уполномоченных на местах, хотя есть ощущение, что потребность в них велика и хорошо бы было уже сейчас их начать готовить.

Григорий Калёнов, адвокат

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах